Часто болеющие дети

04.10.2013

Часто болеющие дети

Кого считают "часто болеющим":

• в возрасте до 1 года ребенка считают часто болеющим при частоте ОРЗ 4 и более в году,
  • от 1 до 3 лет – 6 и более ОРЗ в год,
  • в возрасте от 3 до 5 лет – 5 и более,
  • старше 5 лет – 4 и более острых респираторных заболеваний на протяжении года.

ЧДБ - это не диагноз, а специальный медицинский термин. Им обозначают детей, которые болеют чаще, чем их сверстники.Дети начинают посещать детский коллектив обычно с 3-х лет. Родителям нужно быть готовыми к тому, что малыш может заболеть ОРЗ после 1-2-х недель посещения садика. Это закономерная реакция организма на контакт с новыми видами вирусов и бактерий.

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ НЕ БОЛЕТЬ ОРЗ.
ДЕТИ БОЛЕЮТ ОРЗ ЧАЩЕ, ЧЕМ ВЗРОСЛЫЕ.

У часто болеющих детей острые респираторные заболевания возникают, как правило, ежемесячно. Особенно часто ОРЗ болеют дети в возрасте 1-5 лет, что объясняется утратой материнского и еще недостаточно активным приобретенным иммунитетом. Ребенок рождается с незрелой иммунной системой. Она формируется, совершенствуется. На это необходимо время.Ребенка окружает множество людей, каждый из которых – носитель огромного количества вирусов и бактерий. И взрослые, и дети контактируют с микроорганизмами интенсивно и постоянно, а ребенку только предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет.

От чего зависит активность иммунной системы ребенка:

• от правильно организованного питания ребенка,
  • его окружения (курение родителей),
  • режима дня,
  • элементов воспитания.

Поэтому и решать проблему предупреждения частых повторных заболеваний у детей следует начинать именно с этих вопросов. В семье, где есть часто болеющий ребенок, во главу угла должен быть поставлен вопрос о здоровом образе жизни.

Этапы профилактики частых заболеваний у детей:

период внутриутробного развития. Это правильный режим дня будущей мамы, полный отказ ее от курения, прием поливитаминных препаратов. Обязательно систематическое посещение врача и оздоровление всех очагов хронической инфекции у беременной женщины, если они есть.

После рождения – грудное вскармливание. Самой лучшей защитой его от инфекций является грудное молоко, а в первые несколько суток после рождения – молозиво, которое очень богато иммуноглобулинами, то есть готовыми антителами против микробов и вирусов.

Очень важно оградить новорожденного ребенка от контактов с приходящими людьми, так как взрослые всегда имеют определенный "набор" микрорганизмов в органах дыхания, на коже, которые могут быть небезопасны для маленького ребенка.

Провести курс оздоровления членам семьи. Чтобы не допустить инфицирования новорожденного болезнетворной микрофлорой от членов семьи, желательно заранее обследоваться и пролечиться.

Отказ от курения в помещении, где находится малыш. Табачный дым приводит к пересушиванию слизистой оболочки верхних дыхательных путей, при этом снижается количество защитной слизи на ее поверхности и "облегчается" проникновение микроорганизмов в более глубокие слои слизистой оболочки.

Восстановление нормального баланса микрофлоры кишечника. Ребенка на грудном вскармливании защищают факторы грудного молока. У детей более старшего возраста такую роль выполняет кислое содержимое желудка и сохраненный баланс естественной микрофлоры кишечника. В том случае, если есть дисбактериоз кишечника с нарушением его функции (запоры), то наступает своеобразное снижение активности работы биологических "фильтров".

Питание, богатое витаминами и микроэлементами, пищевыми волокнами.

В том случае, если у ребенка произошло увеличение аденоидов или есть уже хронический гнойный процесс в миндалинах , то ЛОР-врач даст рекомендации по консервативному или оперативному их лечению. Не следует "сохранять" аденоиды или миндалины, если они полностью изменены хроническим воспалением и не позволяют ребенку избавиться от повторных ОРЗ.

Часто болеющие дети нуждаются в своевременной вакцинации даже в большей степени, чем другие категории детей. С октября-ноября таких детей желательно вакцинировать от гриппа.

Частые ОРЗ способствуют формированию хронической бронхолегочной патологии, гайморита, тонзиллита, отита, предрасполагают к формированию аллергической патологии и задержке психомоторного и физического развития. С другой стороны, очаги хронической инфекции в ЛОР-органах, кишечнике, желчевыводящих путях, почках способствуют более частым острым респираторным инфекциям.

Это приводит к тому, что дети в школе пропускают уже не 1-2 недели, а иногда больше месяца. Другими словами, создается своеобразный порочный круг: повторные ОРЗ приводят к хроническому течению воспалительного процесса, а на фоне этих процессов повторные ОРЗ развиваются значительно чаще и тяжелее протекают. Поэтому очень важно разобраться в причинах частых ОРЗ у малышей еще до посещения школы и принять меры совместно с лечащим врачом для их профилактики.