Тугоухость в детском возрасте

15.01.2016

Тугоухость в детском возрасте

Слуховая функция у людей имеет ведущее значение в формировании второй сигнальной системы - речи. В раннем детском возрасте особое значение с медицинской и с социальной точки зрения приобретают вопросы диагностики, лечения и профилактики патологии органов слуха.

Нарушение слуховой функции связывают с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха. Точное и своевременное определение степени поражения слуховой функции у детей в отличие от взрослых очень важно, ввиду того, что ухудшение слуха в детском возрасте останавливает речевое развитие, а значительное понижение слуха в раннем детском возрасте может привести к ее полному отсутствию (немоте).

Для чего проводить раннюю диагностику нарушений слуха?

Проверка слуха у новорожденных и маленьких детей ставит целью раннее выявление нарушений слуха для проведения своевременного лечения и принятия мер по реабилитации слуха и речи. Ранняя диагностика состояния слуха обязательна прежде всего в группах детей с повышенным риском нарушений слуха. К группе риска специалисты относят детей, анамнез которых, отягощен следующими факторами: - в семейном анамнезе отмечены нарушения слуха в молодом возрасте хотя бы у одного члена семьи; - мать во время беременности перенесла болезни, вызванные вирусами: краснуху, корь, цитомегаловирус, опоясывающий лишай, герпес, паротит (свинку), тосикоплазмоз - у ребенка: масса при рождении ниже 1500 г, пункты по шкале Апгар 0-3, тяжелая желтуха, сочетанные пороки с нарушением слуха, врожденные пороки лицевого черепа, энцефалит и/или менингит, травмы черепа, лечение ототоксическими лекарственными препаратами.

Какие факторы и причины вызывают патологию слуха?

Современная медицина все факторы, вызывающие патологию слуха или способствующие её развитию, делит на 3 группы:  Группа 1 - включает в себя причины и факторы наследственного генеза, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Группа 2 - сюда относят факторы эндо- или экзогенного патологического воздействия на орган слуха плода, которые вызывают появление врожденной тугоухости. Группа 3 - в группу вошли факторы, воздействующие на орган слуха здорового от рождения ребенка в один из периодов его развития и приводящие к развитию приобретенной тугоухости.

Причин, вызывающих поражение или ухудшение слуха гораздо больше, врачи разделяют их на четыре группы:

1-ая группа причин поражения слуха у здорового ребенка (инородные тела наружного слухового прохода и серные пробки), на первый взгляд, может показаться малосущественной, но это мнение ошибочно, так как при наличии серной пробки, которая формируется постепенно, даже взрослые не сразу отмечают снижение слуха, а оно может быть значительным. Маленькие дети, как правило, не жалуются, если инородное тело не доставляет помех и не вызывает боли. Длительное пребывание в наружном слуховом проходе инородного предмета может привести к воспалительным явлениям не только местного характера, но и возможному формированию отита. 2-ая группа причин, вызывающих снижение слуха у детей, объединяет заболевания ЛОР органов, не касающихся уха напрямую. К таким заболеваниям относим аденоидиты (аденоидные вегетации), острые риниты, аллергические и вазомоторный риниты, то есть заболевания полости носа и носоглотки. 3-я группа причин тугоухости у детей включает все воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (наружные, средние отиты). 4-ю группу причин тугоухости составляют различного вида травмы головы и уха. В зависимости от факторов и причин лор-врач или сурдолог проводят диагностику и назначают лечение выявленных отклонений.

Аудиологический скрининг новорожденных - как проводят и зачем?

Сегодня золотым международным стандартом является завершение скринингового этапа в возрасте до 1 месяца. В настоящее время скрининг всем новорожденным детям должны проводить в условиях родильных домов или на участке в поликлинике с помощью выполнения отоакустической эмиссии. В случае отрицательного результата тестирования, данное исследование повторяется до 3-х раз и в случае совпадения результата ребенку выполняют КСВП (коротколатентные стволовые вызванные потенциалы) – объективный метод, основанный на регистрации вызванных потенциалов в ответ на звуковую стимуляцию. Данное исследование проводится в состоянии естественного или медикаментозного сна.

skrinnig.jpg

Могут ли родители самостоятельно определить есть ли снижение слуха у детей?

Для того, чтобы заподозрить наличие снижения слуха у ребенка в младенческом возрасте существует типовая анкета-опросник (ред. - размещена ниже) для родителей, включающая вопросы, ответ на которые могут дать только близкие люди, находящиеся с ребёнком в ежедневном контакте. На вопросы анкеты родители могут ответить дома, перед визитом к врачу-сурдологу в Детский Диагностический центр. Для того, чтобы определить есть ли снижение слуха у детей более старшего возраста, родителям необходимо обращать внимание на то, как формируется речь у ребенка, нет ли ее распада и выпадения звуков и слогов. Как часто переспрашивает ребенок и при каких условиях (обращенная речь при непосредственном контакте или на расстоянии, когда малыш не видит говорящего), поворачивает ли одно ухо к говорящему, ухудшилась ли успеваемость в школе. Насколько быстро ребенок развивается в психоэмоциональном и умственном плане по сравнению со своими сверстниками.

снижение слуха.jpg

Какие виды диагностики нарушения слуха применяют врачи-сурдологи?

Для диагностики нарушения слуха в данном возрасте используется акустическая импедансометрия (для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы), отоакустическая эмиссия, тональная пороговая аудиометрия (у детей старше 5 лет), игровая аудиометрия и пилот-тест у детей младшего возраста, а также КСВП у детей разного возраста и умственного развития. При нарушении слуха по сенсоневральному типу показано стационарное обследование и лечение с учетом этиологии и патогенеза данного состояния. Чаще всего у детей встречается нарушение слуха по кондуктивному (реже смешанному) типу. В качестве лечения в подавляющем случае используют консервативное лечение (продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанных перепонок, физиотерапевтическое воздействие, а также в комплексе прием лекарственных средств). При неэффективности консервативного лечения и дальнейшего прогрессирования тугоухости врач принимает решение о хирургической коррекции данного состояния. Кохлеарная имплантация одно- и двусторонняя проводится детям с полной глухотой после полного аудиологического и генетического обследования.

В настоящее время в Детском Диагностическом центре г. Домодедово есть возможность обследования детей старше 5-6 лет с помощью субъективного метода исследования – тональной пороговой аудиометрии и камертональное обследование (для определения сторон и вида поражения слуховой функции). В плане лечения в нашем центре возможно консервативное лечение кондуктивной и хронической смешанной тугоухости (продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанных перепонок, назначение лекарственных средств) Обследование и лечение проводит врач отоларинголог-сурдолог, Павликова Елена Владимировна.

surdolog.jpg

Анкета-опросник для родителей по выявлению симптомов снижения или нарушения слуха

Для того, чтобы заподозрить наличие снижения слуха у ребенка в грудном возрасте существует типовая анкета-опросник для родителей, включающая вопросы, ответ на которые могут дать только близкие люди, находящиеся с ребёнком в ежедневном контакте. На эти вопросы родители могут ответить дома, перед визитом к врачу-сурдологу в Детский Диагностический Центр.

Список вопросов:

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?

2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2-3 недель?

3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 – 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяца?

8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?

9. Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?

10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах? 11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков и каких?

Ответы на эти вопросы помогут врачу провести более точную диагностику. Ранняя диагностика тугоухости залог благоприятного прогноза в плане лечения и и реабилитации нарушения слуховой функции.