Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Алпацкий Дмитрий АлександровичВрач невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ
15.10.2013

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
На прием к детскому неврологу часто приходят мамы с жалобами на неусидчивость, повышенную двигательную активность и невнимательность у детей. Дети редко бывают усидчивыми, но степень у всех разная. Чаще всего на эти проблемы не обращают внимания до школы. Некоторые родители наоборот радуются, что малыш такой шустрый. Но с началом учебы становится очевидным, что ребенок отличается от всех. Он не может высидеть весь урок, много двигается, отвлекает других и главное, плохо запоминает. Так ребенок попадает на прием к неврологу, психологу или другим специалистам. И вдруг оказывается, что такое поведение и невнимательность не являются проявлениями упрямого характера или избалованности ребенка, а относится к дисфункции работы нервной системы. Давайте разберемся, что такое Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ был впервые описан психиатром Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году у своего сына. И только в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл (George F. Still) опубликовал серию лекций в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей с значительными поведенческими нарушениями, связанными с церебральной дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка. С тех пор врачи во всех странах занимаются изучением природы этого синдрома, течением и методах его лечения.

Каковы же причины СДВГ? Ученые выяснили, что в основу этого состояния составляют нейробиологические факторы. Это генетические механизмы и раннее органическое повреждение центральной нервной системы, связанное с патологическим течением беременности и родов. Важнейшую роль роль в развитии малыша также играют социально-психологические факторы.

Какие же симптомы могут указать на наличие этого состояния у ребенка? Малыш постоянно находится в движении (крутится, вертится). Не может усидеть на месте, когда это необходимо. Поведение такого ребенка можно охарактеризовать чрезмерной и бесцельной двигательной активностью. Ребенок практически не способен играть в тихие и спокойные игры. Много и безостановочно говорит. На поставленные вопросы отвечает моментально, не задумываясь. Гиперактивность малыша сочетается с импульсивностью. Ребенку трудно ждать, он крайне нетерпелив. Часто мешает окружающим, перебивает их. Не способен удерживать внимание на деталях, допускает много ошибок. Ему трудно сохранять внимание в процессе выполнения школьных заданий. Не внимателен и рассеян, не способен повторить обращенную к нему фразу. Не доводит начатое дело до конца. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий. Избегает задач, требующих длительного умственного напряжения, его легко отвлечь. Малыш часто теряет или забывает свои вещи.

В большинстве случаев синдром гиперактивности с дефицитом внимания сочетается с нарушениями психологического развития, задержкой развития речи, расстройствами формирования школьных навыков (трудности в обучении письму, чтению и счету).

Для подтверждения диагноза СДВГ необходима консультация у невролога и психолога. Чтобы оценить уровень развития центральной нервной системы и исключить грубую патологию проводят обследование — электроэнцефалографию.

Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его родных и близких.

Лечение СДВГ включает в себя три направления: психологическая коррекция, достаточная и наиболее физиологичная физическая нагрузка, лекарственная терапия.
В качестве психологической помощи проводится как индивидуальная, так и семейная психотерапия. Уделяется особое внимание эмоциональному состоянию таких детей, поведению в семье, дружеским отношениям, обучаемости в школе, занятиям в свободное время.
Детям с повышенной двигательной активностью необходимо заниматься в спортивных секциях. Наиболее гармоничными видами спорта являются: плавание, футбол, легкая атлетика, гимнастика.
В качестве лекарственной терапии назначаются курсы ноотропных препаратов, витамины и микроэлементы, препараты стабилизирующие вегетативную сферу, в некоторых случаях корректоры поведения. Часто детям, страдающим СДВГ, назначают добавки цинка для ликвидации дефицита этого минерала в организме. После каждого курса подобной терапии отмечается положительная динамика в эмоциональной сфере, поведении, концентрации внимания. Прием препаратов проводится курсами в течении длительного периода.
Усилия всех специалистов, наблюдающих детей с СДВГ, должны быть направлены на раннее выявление этой патологии и применение индивидуальной программы коррекции.

Врач невролог Алпацкий Дмитрий Александрович

Возврат к списку