Детские капризы

23.12.2013

Детские капризы
«Одно из главных, что пугает родителей, когда приходит в дом – это детские капризы»

Когда мы, взрослые, считаем, что ребенок «капризничает»? Очень часто тогда, когда ребенок не соглашается с нами, когда ему очень важно настоять на своем (в то самое время, как нам, взрослым, – на своем). При этом взрослому бывает чрезвычайно трудно встречаться с всплеском негативных эмоций ребенка, сопровождающим это сопротивление.

Всем знакома картина, когда ребенок, настаивая на своем, заходится плачем, вырывается из рук, падает на пол, стучит ногами и руками, когда он никого не слышит, его трудно успокоить.

В эти моменты мы, взрослые, чувствуем свою беспомощность, невозможность как-то прекратить это действие. А уж что творится у нас в голове…. 

Как нам становится невыносимо стыдно, за то, что «мы – плохие родители, не смогли привить хорошие манеры своему чаду», и «что подумают люди про поведение моего ребенка» Мы беспокоимся за физическую и психическую сохранность ребенка. И у нас, взрослых, возникает естественное желание – прекратить это немедленно, любыми средствами. А потом - возникает естественный вопрос: «как сделать так, чтобы с этим больше не встречаться?».

Зачастую мы видим причину лишь в ситуативном поведении ребенка, и именно его мы и хотим изменить. Однако причина капризности связана не только и не столько с конкретной ситуацией.
Что влияет на вероятность возникновения таких, очень непростых для нас, взрослых, моментов?

1. Ребенок может испытывать физический дискомфорт.
Присмотритесь к ребенку внимательнее. Задумайтесь, может ваш малыш заболевает, а может он устал или голоден? Может ему жарко, душно или холодно? Может, мешается или колется одежда? Возможно, вокруг много раздражителей (яркий свет, шум, большое количество людей и т.п.).

Маленький ребенок не осознает причину своего дискомфорта, он лишь ощущает, что «ему плохо». Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одно, то другое, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

2. Ребенок встречается с ограничениями.
Ваш ребенок подрастает и пробует многое сделать сам. Что-то у него получается, а что-то он, в силу своего развития, сделать не может, но ему очень хочется.

Ребенок замечает мир вокруг, ему важно познакомиться с ним, он начинает активно его осваивать. В этот период дети встречаются с нашими ограничениями их активности (справедливыми и не очень). Дети постоянно выясняют и проверяют на прочность наши запреты – действительно ли нельзя? А если я сделаю – что будет?» И для них чрезвычайно важно знать - «Что же, в конце концов, можно!?» - «Где можно нарисовать, если на обоях - нельзя? Когда можно будет посмотреть мультики, если сейчас нельзя?.

Встречаясь с ограничениями, дети, конечно же, расстраиваются. При этом малыши непосредственны в проявлении своих чувств, они пока не научились справляться со своими эмоциями, скрывать свое огорчение. Плач - это естественная реакция ребенка при встрече с неудачей, с собственной физической невозможностью сделать то, что хочется, либо при встрече с родительскими запретами на его деятельность.

3. Очень часто капризы детей – это показатель состояния семейной системы, ее особенностей.
Детям трудно переживать наши, взрослые, ссоры. Ведь в этот момент рушится их стабильный и безопасный мир. Каприз ребенка – это реакция на выяснение отношений между членами семьи, и сохранения видимости «мира». Своим поведением ребенок как бы говорит нам «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!».
Напряженный темп современной жизни приводит к тому, что на непосредственное общение с детьми нам достается все меньше и меньше времени. 

В семье родился еще один ребенок, мы находимся в суматохе развода или выяснения отношений, у нас проблемы на работе... Нам некогда играть с детьми, обсуждать с ними их радости и огорчения. Мы устаем, срываем на них свои проблемы и неудачи. И тогда ребенок капризами привлекает к себе наше внимание (пусть уж такое, неприятное, чем никакого). Он говорит нам «мне необходима ваша любовь!»

Стремясь оградить ребенка от неприятностей жизни, научить его правильно жить, мы много запрещаем ребенку, постоянно указываем ребенку - что, как и когда он должен делать. Сначала ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить нам, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И мы получаем протестующего, капризного ребенка. Или же наоборот, даем ребенку такое количество свободы, с которым он, в силу своей психической незрелости, справиться не может. Если ребенок не привык к ограничениям, любые попытки ввести его «в рамки» приводят к истерикам. Своим поведением ребенок дает нам сигнал: «Со мной нужно обращаться по-другому!»

4. Нехватка твердости в позиции взрослого может закреплять склонность ребенка к капризам. Часто родители, встретившись с истерикой ребенка, пугаются ее проявления или возможных результатов и уступают, отказываются от своих требований, чем еще больше усугубляют ситуацию. Ребенок понимает, что капризами, слезами и истерикой он может добиться всего, что захочет. И, естественно, пользуется этим мощным средством управления. В общении с ребенком взрослым необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены.

Так или иначе, нам, взрослым, важно понимать, что каприз ребенка не возникает просто так. За ним всегда скрывается неудовлетворенная потребность. 

Будьте внимательнее к ребенку, и Вы сможете сделать так, чтобы Ваш ребенок меньше капризничал.

Автор статьи Сергеева Наталья Валентиновна психолог Детского Диагностического Центра г. Домодедово

Возврат к списку