Детские страхи

Литвинова Евгения Валентиновнаклинический психолог
07.07.2015

Детские страхи
В современном мире ребенок подвергается множеству неблагоприятных факторов, которые влияют на его развитие и личностное становление. В настоящие время многие ученые отмечают общий рост детской тревожности,  следовательно, и увеличение количества детских страхов. 

Страх – это специфическое эмоциональное состояние, которое является реакцией на действительную или воображаемую опасность. 

Полная характеристика страха невозможна без анализа его основных функций. Сразу можно отметить отрицательное значение страха: напряженное состояние взрослого или ребенка, неуверенность в себе, сужение внимания и заострение на опасном объекте. Во многих случаях страхи не позволяет человеку личностно самореализовываться. Но, несмотря на свою отрицательную окраску, функции страха весьма разнообразны. Страх защищает как ребенка, так и взрослого от всевозможных опасностей мира. Он позволяет избежать определённую угрозу, и тем самым выполняет защитную функцию адаптации. Помимо этого, при помощи страха мы познаем окружающий мир, и вырабатываем избирательное отношение к нему. Он выполняет своеобразную функцию воспитания, выполняя  определенную обучающую роль в развитии ребенка. 

Страх или тревога? 

Термин «страх» очень близок по значению к термину «тревога». Но их следует отличать. Существует несколько критериев их отличия:
1) Страх рассматривается как эмоциональная реакция на конкретную опасность, он возникает в ответ на угрозу со сторону окружающего мира, тревога же по природе является внутренним состоянием, которое  носит весьма неопределенный, абстрактный характер. 
2) Страх – это реакция на появление опасности, тревога же появляется задолго до наступления угрозы.
3) Страх опирается на прошлый опыт человека, тревожность связана с его будущим. 
4) Страх оказывает тормозящее действие на организм человека, тревога наоборот приводит его в возбужденное состояние. 

Общее в страхе и тревоге то, что обе эти реакции являются эмоциональными и проявляются в виде беспокойства или волнения при отсутствии чувства безопасности у ребенка или взрослого. 

Классификация страхов: 

Формально страхи делятся на ситуативные и личностно-обусловленные. Ситуативный страх возникает в необычных ситуациях, которые являются очень опасными для взрослого или ребенка. В основе личностно-обусловленного страха лежит характер человека. 

Некоторые ученые разделяют страхи на конструктивные (которые являются естественным защитным механизмом и помогают адаптироваться) и патологические (представляют собой неадекватную интенсивную  реакцию в ответ на определенный стимул)
Большинство страхов детей обусловлено возрастными особенностями развития ребенка и носят временный характер. При правильном понимании  родителей причин таких страхов, они исчезают. 

Но существуют также и невротические страхи. Эти страхи являются симптомами неблагополучия ребенка (как психического, так и физического). Они отличаются более сильной эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью течения, трудностью устранения страхов . Характерно неблагоприятное влияние на личностную сферу ребенка. 

Остановимся более подробно на возрастных особенностях детских страхов. 
Для каждого конкретного возраста ребенка характерны определенные страхи. Большинство ученых склоняется к мнению, что новорожденный не способен к страху (головной мозг новорожденного ребенка не достиг определенного уровня развития). 
В возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на появление чего-либо пугающего, а смотрит на реакцию матери.  
В 7 месяцев – можно говорить о первом появлении чувства тревоги, когда мать отходит от него. 
Возраст 2-3 года:
В этот период  ребенок начинает испытывать конкретные страхи на стимулы, которые  представляются для него опасными. 
-у детей появляются страх неожиданных звуков. А также страх поездов, самолетов (во основе лежит инстинкт самосохранения) (ближе к 2-м годам)
- появляется страх темноты (который приравнивается к одиночеству, в случае ухода матери, отсутствие поддержки). Одним из факторов этого страха является развитие способности воображения (ребенок начинает воображать вымышленных героев) (ближе к 3-м годам)
– появляется страх незнакомых и чужих людей, страх животных (до 3-х лет)
- учащаются страшные сны 
- появляется страх боли и уколов
Возраст 3-7 лет: 
Ученые выделяют триаду страхов, характерных для данного возраста: 
- страх одиночества 
- страх темноты 
- страх замкнутого пространства 
В 3-5 лет присутствует страх засыпания перед сном (страх нападения , детям кажется, что под кроватью кто-то притаился или кто-то смотрит в окно). А также присутствует страх наказания. 
Ведущим страхом в 6-7 лет является страх смерти. Но он проявляется не напрямую, а через близкие к нему страхи (максимально выражены страхи: огня, стихий, нападения, темноты, боли, животных, различных сказочных персонажей).
К 8-ми годами дети уже чаще боятся не собственной смерти, а потери родителей. 
Дальнейшее развитие страхов у детей младшего школьного возраста связано с новой социальной позицией ( посещение школы). Ребенок начинает переживать из-за своего соответствия групповым правилам и нормам, которое будет сопровождаться чувством вины. У детей этого возраста появляются страхи: что-то не успеть сделать, опоздать, сделать что-то неправильно или не так, как принято; получить негативный отзыв; несоответствие требованиям окружения. 

Подростковый возраст: 
Типичными страхами данного возраста являются: боязнь изменений, страхи утратить контроль, стать обезличенным и высмеянным, страх одиночества, страхи быть наказанным, быть отвергнутым и непонятым сверстниками, не выполнить обещанного.
Помимо этого подросткам свойственны страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, или природные: пожара, заболеть, войны, стихии. Также порой в подростковом возрасте у детей сохраняются страхи, свойственные более ранним периодам.
 
Основные причины детских страхов: 

Выделим несколько факторов, которые участвуют в возникновении страхов у детей: 
- психологическое состояние родителей,  наличие страхов и тревожных черт у них, особенно у матери ребенка, а также тревожность в отношении с ребенком (изоляция его от сверстников)
- неправильное воспитание (при недостатке внимания со стороны родителей или наоборот излишней внимательности), а также неправильные воспитательные меры (допустим, наказание ребенка в виде закрывания его в темной комнате)
- большое количество запретов со стороны родителей, а также внушенные страхи самими взрослыми 
- конфликтные отношения в семье между родителями,  а также неполные семьи
- реальные случаи опасности (например: нападение  собаки)
- детские фантазии, когда ребенок начинает придумывать вымышленных персонажей (привидения, монстры) 
- взаимоотношения с другими сверстниками (различные конфликты детей, непринятие ребенка другими детьми)

Способы коррекции детских страхов:
 Коррекция представляет собой определенную психолого-педагогическую деятельность, целью которой является оптимизация определенных условий для нормального психического развития ребенка. Предметом коррекции являются разные психические сферы ребенка (эмоционально-волевая, межличностная, умственная). Ее целью является ориентировать ребенка в социальном мире.
В работе по коррекции страхов надо учитывать, что часто природой страха детей является повышенная тревожность родителей, которая подкрепляет тревогу самого ребенка. Поэтому требуется комплексный подход с привлечением семьи ребенка и улучшению детско-родительских отношений. Работа с семьей приводит к раскрытию личности ребенка, дает возможность проявлять детям свои эмоции, ведет к повышению уверенности в себе и росту самооценки ребенка. Взаимоотношения к семье, личностные особенности родителей, не должны являться почвой для детских страхов. 
Эффективным методом в коррекции страхов детей является арт-терапия. В этом методе психотерапии используются творческие и художественные приемы, такие как:
- рисование. При помощи рисования ребенок раскрывается, познает окружающий мир, выявляются его интересы. Рисунок ребенка является отражением его внутреннего мир, его переживаний и страхов. Также творческая деятельность развивает воображение ребенка, его моторику, является средством коммуникации
- игра. Главной целью игротерапии является взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками. Психолог предлагает ребенку различный игровой материал , при помощи которого ребенок может выразить свои эмоции. Также в этом методе используется такой материал как песок, пластилин, вода и тд.  
- сказка. В этом методе раскрываются сюжетные линии, в которых ребенок может проживать определенные проблемы, страхи, переживания. При работе со сказкой у ребенка снимается эмоциональное напряжение, появляются определённые действия борьбы со своими страхами. 

Некоторые рекомендации родителям: 
- в первую очередь родители должны оградить ребенка от источников появления страхов (это могут быть фильмы, книги или мультфильмы).  
- не надо наказывать ребенка за его страхи, это может усугубить ситуацию и повысить тревожность ребенка 
- родители должны попробовать внимательно выслушать ребенка и попытаться понять, что стоит за этим страхом. 
- в случае возникновения самого страха необходимо попробовать переключить ребенка на что-то нейтральное или позитивное
-  постараться поддержать ребенка и уверить его в безопасности
- в случае невозможности самостоятельно исправить ситуацию и преодолеть страх ребенка, следует обратиться к высококвалифицированному специалисту – детскому психологу  за помощью. В «Детском диагностическом центре»  вы можете пройти консультацию Клинического психолога. Специалист сможет оценить какова природа страхов у вашего ребенка. При необходимости возможны коррекционные занятия с психологом.

Задать все интересующие Вас вопросы и записаться на прием можно по телефонам:
+7 (496) 797-01-70, +7 (495) 518-83-86, +7(925)518-83-86  
или через форму обратной связи  http://deti-clinica.ru/contacts/order/

Автор статьи: психолог ДДЦ Литвинова Е.В. 

Возврат к списку