Добрый доктор

Харитонова Марина АлексеевнаЗаместитель генерального директора по педиатрии, врач педиатр
08.12.2014

Добрый доктор
ДОБРЫЙ ДОКТОР
Статья педиатра Детского Диагностического Центра Харитоновой М.А. 

Всем родителям знакома ситуация, когда ребенок при виде медицинского работника начинает дрожать или истерить, выражая свои эмоции бурей протеста.  Даже если не он сам попадал в такую ситуацию со своим собственным карапузом, то мог стать свидетелем подобных сцен в медицинских учреждениях, оказывающих помощь детям. Каждый поход в поликлинику превращается в мучение для всех. Выглядит нелицеприятно… не правда ли? И только можно предположить - что испытывает малыш, выражая свою «душевную боль»  криком протеста!!!

Так что же делать? Как родители могут помочь своему ребенку увидеть в докторе доброго друга, наладить контакт и найти  взаимопонимание? Это мы - взрослые прекрасно понимаем необходимость неприятных медицинских процедур, но как объяснить это ребенку?

Боязнь врача зачастую это даже не реакция на боль, порой малыша может испугать необычный вид белого халата персонала. Страх присущ детской психике, это такая защитная реакция на все незнакомое, неприятное и непонятное. Чтобы разобраться в причине беспокойства крохи, можно попытаться  его расспросить. Лучше это сделать в игровой форме. К примеру, придумать сказочный сюжет про любимую куклу, как она заболела и боялась идти к доктору. В игре предложить ребенку рассказать - почему кукла боится врача? Через сказку многие дети рассказывают о своих страхах и переживаниях.

Если малыша страшит белый халат, можно дома, в непринужденной обстановке, поиграть в доктора - игра снимет напряжение. В роли пациентов могут быть игрушки, пользуясь игрушечной аптечкой или инструментами можно рассказать об их назначении. А попозже, можно предложить ребенку купить белый халат, для более точного соответствия игры реальности. При встрече с настоящими аналогами карапуза будет переполнять чувство любопытства и постепенно напряжение и страх пойдут на убыль.

Хорошо также научить ребенка оказывать первую помощь, например при царапинах, малышу по силам промыть ранку, продезинфицировать ее и заклеить пластырем. Таким образом, он почувствует свою причастность к медицине, свою значимость и начнет более позитивно относиться к мед. персоналу.

Благоприятен будет также опыт ухаживания за больным человеком дома. Например, ребенок видел, как доктор приезжал к больной бабушке, и ей стало легче после его визита.  Даже малышу под силу  подать воды  больному человеку, поправить одеяло или подушку… так он сам почувствует себя добрым доктором.

Если в семье есть старшие дети, можете при очередном визите к врачу взять его с собой, пусть кроха понаблюдает за осмотром со стороны, страх постепенно будет уходить.

Многие родители пытаются обмануть ребенка, до последнего не говоря, куда и зачем его ведут. Такая тактика в корне не верна. Ребенок любого возраста нуждается в информации. Важно честно  рассказать о предстоящем визите к доктору и необходимых процедурах; в соответствии с возрастом, доходчиво разъяснить суть, чтобы не потерять доверие ребенка. Детей часто пугает неизвестность, и чем больше Вы дадите ему информации, тем малышу будет спокойнее. Даже если кроха еще мал и не способен осмыслить обращенную к нему речь, все равно говорите. Нежный, родной и размеренный голос мамы поможет ему успокоиться. Рассказывая о предстоящем визите к врачу, Вы приближаете ситуацию к контролируемой, а значит безопасной; а говоря правду - вы НЕ потеряете доверие ребенка. 

Важно связать посещение доктора с позитивными эмоциями, всякий раз после визита  нужно создавать атмосферу расслабления для ребенка (это может быть подарок, поход в кино, в гости, прогулка в парке…) Ощущение предстоящего вознаграждения отодвинет детские переживания на задний план, поможет отвлечь ребенка от негативного эмоционального восприятия ситуации.
Лучше если первый визит к доктору произойдет не по причине заболевания, а как профилактический осмотр. Когда не будет проводиться никаких болезненных манипуляций. Это позволит в дружелюбной обстановке познакомиться с доктором, изучить интерьер и необходимое для осмотра оборудование. В поликлинике старайтесь не спешить, передвигайтесь в темпе ребенка, давая малышу возможность сориентироваться, комментируйте все увиденное и отвечайте на вопросы малыша понятными ему словами. 

Периодическое посещение поликлиник, мед. центров или необходимость пребывания в стационаре неизбежным образом влияют на общую атмосферу вокруг ребенка. Поэтому важно, чтобы мама была всегда рядом (а особенно когда ему проводят различные процедуры) и всегда НА стороне ребенка. В любой ситуации ребенок должен чувствовать мамину заботу, нежность и родное тепло. Руки мамы дают ощущение добра и безопасности, они помогают пережить неприятные моменты, ведь ВМЕСТЕ легче справиться! Будьте снисходительнее и ласковее  к своим любимым малышам! По-возможности, старайтесь не перепоручать посещение доктора с ребенком бабушкам, тетям, няням…
Никогда не позволяйте себе нервничать при ребенке, какой бы сложной ни была ситуация - сохраняйте спокойствие и выдержку! Помните что любое переживание матери тут же « улавливается» ребенком и отражается на его поведении. Постарайтесь успокоиться, чтобы «не заражать» своим тревожным состоянием  чадо.

Чтобы в больнице быть всегда рядом с малышом, возможно, Вам потребуется  помощь мужа или бабушки (сдать одежду в гардероб, занять очередь, оплатить счета, купить необходимые лекарства), в то время как Вы будете отвлекать малыша от его страхов.
НИКОГДА не запугивайте ребенка врачом и не используйте посещение доктора как средство наказания! Например, фраза: «Если не будешь слушаться, отведу тебя к злому доктору, и он сделает тебе укол!» просто НЕДОПУСТИМА, ведь она еще больше усугубит страх!  Ребенка нельзя ни обманывать, ни запугивать, ни сравнивать с другими, более послушными детьми. Ни в коем случае не унижайте ребенка, не грозите наказанием. Грозная настойчивость воспринимается малышом как предательство.
На прием к доктору старайтесь приходить строго к назначенному времени. Прихватите с собой любимую игрушку, книжку или мультфильм – они,  как надежные и «проверенные» друзья,  будут успокаивать ребенка в незнакомой обстановке и  время ожидания не покажется слишком утомительным.

Настройте ребенка на то, что доктор - это просто человек, который работает по данной профессии, чтобы помогать детям «не болеть». Расскажите малышу, что любой врач - тоже чей то папа или мама! Обычно этот довод очень удивляет детей, но в то же время позволяет наладить человеческое взаимопонимание.
Войдя в кабинет,  вежливо поздоровайтесь с доктором, обменяйтесь нейтральными фразами, улыбайтесь - это позволит малышу понять, что этот человек - друг. Познакомьте ребенка с врачом - назовите  имя сына или дочки, а малышу сообщите имя врача. Это очень важно для установления контакта, поскольку после знакомства ребенок  превращается в личность, участвующую в общении. А доктору гораздо приятнее услышать в разговоре свое имя, чем быть безликим «дядей или тетей доктором».

При осмотре можно использовать детскую любознательность: «Давай послушаем, как работает твое сердечко, как мотор!» или «Как поживают твои зубки? И куда прячется язычок?»
 Если все же ребенок расстроился, расплакался или испугался, Вы должны поддержать его – ничего страшного в этом нет! Нет смысла «воспитывать» ребенка, который кричит, он «выкричит» страх и ему станет легче. Нужно пожалеть и дать разрешение на выход  любых эмоций - ведь Вы его ЛЮБИТЕ ЛЮБЫМ!!! А после - можно умыть и дать попить воды. Ребенок, на чувства и переживания которого обратили внимание, успокаивается в разы быстрее. Малыш обязательно должен быть уверен, что к врачу он идет, имея за плечами мощную поддержку родителей.
После посещения врача - похвалите ребенка, напомните ему, какой он УМНИЦА и НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ! Дайте ребенку почувствовать свою маленькую победу!

 А теперь вперед! Выполнять обещанное вознаграждение!!!
 Процесс преодоления детских страхов при виде доктора требует терпения, выдержки взрослых и такта со стороны персонала. Не торопите события, только так Вы сможете научить вашего малыша спокойно относиться ко всему, что связано с врачом. Помогите вашему крохе с помощью ласки и терпения, и тогда ваш поход к врачу превратится из «кошмара» в обычную штатную ситуацию и все вздохнут с облегчением! 
Здоровья Вам и Вашим детям!!!

Возврат к списку