Воспитание ребенка без насилия

08.10.2013

Воспитание ребенка без насилия
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным, счастливым человеком, гармонично развитой личностью. 

От мечты к реальности родители проходят тернистый путь воспитания собственного чада. Порой случается, что в желании привить самое лучшее, взрослые идут по этому пути не в союзе с ребенком, а действуя против него. Когда ребенок ведет себя не так, как нам хотелось бы, первое, что приходит в голову – мысль о наказании.

Без баловства и непослушания не вырос еще ни один ребенок, а нервы у родителей, как говорится, не железные. Вот где начинаются насильственные приемы воспитания в виде шлепков порки и т.д. 

Многочисленные исследования доказывают абсолютную бесполезность применения физического наказания: ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую – мстительным и не думает о том, какой урок необходимо извлечь для себя. 

С одной стороны это настраивает ребенка против родителя, с другой – демонстрирует жестокость, побуждая в будущем поступать так же. Длительного педагогического эффекта такое наказание не принесет. Ребенок прекратит баловство в данный момент, но не приобретет причинно-следственную связь «так делать нельзя, потому что…»

Очевидно, что физическое насилие в воспитании детей не только не эффективно, но и является проявлением слабости взрослого. Ведь сильный человек не станет бить слабого, он научит его быть сильным!

По мере взросления, ребенок понимает, что правила – это граница между «хочу» и «надо». Взрослым нужно лишь помочь малышу увидеть эту грань и не переступать её. Самое главное, чтобы дети научились осознавать ответственность за свои поступки. Ругая ребенка, унижая достоинство маленького человека грубыми словами, изречениями «Ты плохой», можно добиться прямо противоположного результата. Подобным образом взрослые совершают насилие над психикой ребенка, порой даже не осознавая этого. Вместо ответственности за свои поступки, ребенок приобретет страх и неуверенность в себе. Это не ребенок «Плохой», а его поступок! 

Единственно верным будет сказать: «Ты поступил плохо, мы надеемся, что такого больше не повторится, потому что знаем, что ты хороший и очень любим тебя»! 

Только так можно сформировать правильное отношение малыша к неправильным поступкам.

Психологи, педагоги, специалисты по раннему развитию солидарны во мнении, что нет ничего более действенного в воспитании, кроме искренней любви и безграничного терпения. Однако любить, совсем не означает не наказывать. 

Наказание, как способ построения границ дозволенного, как метод корректировки поведения, должно присутствовать. Но даже оно - наказание, должно применяться родителями грамотно, без вреда для физического и психологического здоровья малыша!

Статья подготовлена психолого-педагогическим коллективом
Развивающего центра «Сёма»

Возврат к списку