05.11.2013
Первого сентября распахнулись двери в волшебную страну знаний! Многим ребятам пришлось впервые перешагнуть этот порог. Теперь они стали первоклассниками, и с гордостью будут так называться весь учебный год. Море чувств переполняет каждого из них! Тут и волнение и радость и даже страх, ведь школа это совершенно новый этап в жизни – серьезный, ответственный, неизвестный…
Как же плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой сложной учебной?
Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника.
Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику. То беззаботное дошкольное время, когда можно было с утра до вечера только играть, сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.
Ребенок, впервые придя в школу, встречает новый детский коллектив, знакомится с новыми взрослыми людьми. Ему нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни.
Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит.
У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей.
Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах.
Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры.
Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент.
Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло. Прочитайте
здесь, как повысить иммунитет у ребенка натуральными безопасными способами.
Искренний интерес родителей к школьной жизни вселяет в ребенка уверенность в своих силах! Подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придется думать о наказании.
Адаптация первоклассников в школе занимает 1,5-2 месяца. Признаком того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, является удовлетворенность процессом обучения - он уверен в себе и не испытывает чувство страха, справляется с учебной программой. Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому. Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.
В первом классе формируется мотивация детей к обучению, чтобы в дальнейшем они воспринимали этот процесс как интересный и увлекательный, а не просто учились «из-под палки». Задача не только педагогов, но и родителей – посеять зерно любознательности в детях и взрастить его на плодородной почве. Конечно, результат этих трудов отсрочен во времени и только через одиннадцать лет можно будет его оценить.
Зато, когда на выпускном балу сегодняшние первоклашки выступят в роли хорошистов, отличников, серебряных и золотых медалистов, родители и педагоги непременно испытают настоящую гордость за свой труд!
Статья подготовлена психолого-педагогическим коллективом
Развивающего центра «Сёма»