Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики
10.07.2019
Задержка речевого развития становится в современном мире всё более актуальной проблемой. Задержка речевого развития выражается в недоразвитии словарного запаса, как в качественном (нечёткие слова, неправильное сочетание звуков), так и в количественном (малый запас слов). Для детей с задержкой речи характерно отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 2,5-3 годам.
Важно отметить о частой ошибке, наблюдающейся в практике невролога. Приходится слышать от родителей фразу: «нам сказали, что о задержке развития речи можно думать только после 3 лет». Таким образом, до 3 лет многие сознательно закрывают глаза на проблему, часто с подачи специалиста. Логопедическое определение задержки речевого развития, которое часто закладывается в обоснование, возраста «3 года», является узкоспециализированным неврачебным определением, связанной с особенностями логопедических методик работы с малышами. С точки зрения врача невролога, нужно оценивать ребёнка в комплексе всех возможностей разума и темпов развития ЦНС (центральной нервной системы), начиная буквально с внутриутробного периода.
Задержка речевого развития может быть вызвана как медико-биологическими, так и социальными причинами.
К медико- биологическим причинам относятся:
-
тяжело протекавшая беременность,
-
осложнённые роды,
-
внутриутробная гипоксия, инфекции,
-
недоношенность, переношенность,
-
тугоухость и нарушение зрения,
-
наследственные причины,
-
долгое кормление грудью (более 1 года), которое поддерживает сосательный рефлекс и стимулирует развитие и укрепление мышечных волокон языка, ответственных за грубые движения (сосание), и тем самым мешает развиваться мелким волокнам, ответственным за произношение звуков.
К социальными причинами могут быть отнесены:
-
неразвитая речевая среда ребёнка, педагогическая запущенность (сниженность культуры общения в семье)
-
билингвизм (общение в семье, на улице, детских площадках, учреждениях ведётся на разных языках), это как правило бывает в разнонациональных и разнорелигиозных семьях, в семьях мигрантов
-
психосоциальная депривация (авторитарность общения в семье, подавляющее личность ребёнка)
-
гиперопека (взрослые предупреждают все желания ребенка, формируя психологическую привязанность, тем самым не стимулируя его самостоятельную речевую активность)
-
избыточное «общение» ребёнка с компьютерами, телефонами, и телевизором (меньше), приводящее к влиянию на малыша избыточного потока информации, не соответствующей возрасту ребёнка. Это приводит к нарушению мыслительных процессов к примеру, логического и абстрактного мышления, виртуальной психозависимости.
Отдельным фактором является социополитическое наследие, а именно становление современной России, после распада СССР, когда после тяжёлых кризисных лет наша страна начала медленно и неравномерно восстанавливать медицину. Так, например, часто полезные и перспективные направления, в результате не полностью проработанные с точки зрения базового состояния медицины вводились на практическом уровне.
С целью улучшения демографических показателей были изменены основные критерии недоношенности и живорождённости плода. Основной критерий - вес плода, был сдвинут с 1500 гр, до 500 грамм. Учитывая появление новых медицинских технологий, выживаемость и, следовательно, численность населения, стала действительно выше. В то же время медленное введение в эксплуатацию реабилитационных центров, а также недостаточное создание условий для систематического наблюдения (необходимо многолетнее наблюдение) в сети районных поликлиник, привело к несвоевременной коррекции выявляемых (и упущенных) нарушений в нервной системе. В результате многократно выросло количество инвалидов детства, по самым различным патологиям, основной, считается, нарушения в ЦНС (центральной нервной системе).
Таким образом, хочется отметить, что лишь комплексная оценка состояния ребёнка, разными специалистами, начатая как можно раньше во времени жизни малыша, поможет избежать нарушений в развитии речи, а также, как следствие, возможных дальнейших психосоциальных трудностей у детей.
Невролог, к.м.н. Ермолаев Сергей Сергеевич