Атопический дерматит

17.01.2018

Атопический дерматит

Атопический дерматит— хроническое заболевание, которое развивается у лиц с генетической предрасположенностью к атопии, имеет рецидивирующее течение, возрастные особенности клинических проявлений. Характеризуется различными видами высыпаний, в зависимости от возраста и тяжести и распространённости процесса, повышением уровня сывороточного IgE и гиперчувствительностью к специфическим (аллергенным) и неспецифическим раздражителям. Имеет чёткую сезонную зависимость: зимой — обострения или рецидивы, летом — частичные или полные ремиссии.

В течение последних десятилетий наблюдается существенный рост заболеваемости Атопическим дерматитом у детей и у взрослых, усложняется его течение, отягощается исход. В XX веке была подтверждена связь Атопическим дерматитом, поллиноза и бронхиальной астмы, которую обозначили термином «атопическая триада». В моей практике, как правило, я встречаю пациентов с отягощённой наследственностью по поллинозу, бронхиальной астме, но сочетание трёх заболеваний у одного пациента встречается чрезвычайно редко.

Многие мои пациенты задают вопросы о причинах заболевания. Ведущим фактором в настоящее время является генетическая предрасположенность. До 2016-го года было известно 2 гена атопического дерматита, однако позже открыты ещё два. Через несколько лет учёные смогут проводить генетическую терапию, однако на сегодняшний момент полностью вылечить данное заболевание невозможно. В западных странах атопический дерматит рассматривается как "образ жизни", "особенность кожи".

Несомненно, на ход заболевания влияет в большой степени заболевания кишечника, которые существенно влияют на течение болезни. Это касается больше детей до 2х лет. Грамотное лечение патологии кишечника, таких как дисбактериоз кишечника, нарушение моторной функции, очень помогает в большом деле выздоровления ребёнка. Однако при самостоятельном лечении ребёнка, без консультации врача-гастроэнтеролога, кожный процесс может существенно ухудшится. Очень часто провоцирование обострения атопического дерматита у детей вызывается различными вирусными и бактериальными инфекциями, хронические заболевания ЛОР-органов поддерживают процесс. В подростковом возрасте решающим фактором, приводящим к обострению атопического дерматита, является стрессовое воздействие (эмоциональные перегрузки дома и в школе, конфликты в семье и со сверстниками).

Атопический дерматит характеризуется постоянным воспалительным процессом, протекающим в коже, однако данный процесс можно контролировать. Частые обострения, отсутствие адекватного лечения способствует ухудшению прогноза заболевания.

Если в младенческом возрасте элементы атопического дерматита чаще всего локализуются на коже щёк, локтевых суставов, колен, то в возрасте 5-13 лет очаги располагаются на локтевых, подколенных сгибах, кистях, представлены эритематозно-сквамозными очагами, папулами, корочками, экскориациями, участками лихенификации.

Большие (обязательные) критерии диагностики

1. Зуд при наличии даже минимальных проявлений на коже

2. Типичная морфология и локализация (лицо, шея, подмышечные впадины, локтевые и подколенные ямки, паховая область, волосистая часть головы, под мочками ушей)

3. Индивидуальная или семейная история атопического заболевания

4. Хроническое рецидивирующее течение

Малые (дополнительные) критерии диагностики

1. Повышенный уровень общего и специфических IgE-антител

2. Начало заболевания в раннем детском возрасте (до 2-х лет)

3. Гиперлинеарность ладоней («складчатые») и подошв

4. Pityriasis alba (белесоватые пятна на коже лица, плечевого пояса)

5. Фолликулярный гиперкератоз («роговые» папулы на боковых поверхностях плеч, предплечий, локтей)

6. Шелушение, ксероз, ихтиоз

7. Неспецифические дерматиты рук и ног

8. Частые инфекционные поражения кожи (стафилококковой, грибковой, герпетической природы)

9. Белый дермографизм

10. Зуд при повышенном потоотделении

11. Складки на передней поверхности шеи

12. Темные круги вокруг глаз (аллергическое сияние)

13. Шелушение, покраснение, зуд после принятия ванн (наблюдается у детей до 2х лет).

Самым частым осложнением атопического дерматита является монетовидная (нумулярная) экзема, характеризуется очагами эритематозно-сквамозными на коже лица и тела. Прежде всего причина развития данной патологии в чрезмерном распространении и размножении грибково-бактериальной флоры по причине нарушения барьерной фукции кожи.

Лечение атопического дерматита и его осложнений сложный и индивидуальный процесс, требующий максимум усилий и терпения как и дерматолога так и родителей маленького пациента. Прежде всего следует справится с осложнениями, затем восстановить функции кожи, поддерживать увлажнённость и целостность кожных покровов. При грамотном ведении патологии гарантирован хороший результат.

Приглашаю вас ко мне на прием в Детский Диагностический Центр в Домодедово.