Кабинет охраны зрения
Ветрянка - «детская» болезнь?

14.08.2019

Ветрянка - «детская» болезнь?

Что мы знаем про ветрянку: сыпь по телу, сопровождающаяся зудом и лихорадкой. И почти все уверены в том, что лучше ею переболеть в детстве. Именно по этой причине малышей стараются даже отвести в гости к болеющему ветрянкой соседскому мальчишке, чтобы он заразился. И это в 21 веке….

Давайте разберемся: так ли болезнь безопасна? Действительно, большинство детей, которые «подцепили» распространенный вирус – переносят его легко. Ну, почешется ребенок, потемпературит и «выздоравливает». Почему «выздоравливает» в кавычках? Он же здоров, и ребенка выписывают в детский сад. А, не тут-то было! Ветряная оспа - болезнь, которую вызывает герпетическая группа вирусов. Герпетическая группа вирусов характерна тем, что не покидает иммунную систему, длительно, годами, находясь в ней. А приводит это все к тому, что у ребенка снижается иммунитет, он чаще начинает болеть. И, ладно бы кашлем-насморком. Так, насморк осложняется отитом или гайморитом, а банальный кашель переходит быстро в воспаление легких. Иммунитет отвечает не только за стойкость к разным вирусам, но и за то, чтобы не было осложнений во время заболевания. Зачастую никто не связывает перенесенную месяц назад ветряную оспу с нынешней болезнью.

Ветрянка у детей. Что мы знаем про ветрянку

Давайте рассмотрим саму болезнь под разными углами, так ли гладко она протекает?

Во-первых, лихорадка, которая может достигать 40*С. А чем опасна такая температура - читайте в статье «Если у ребенка поднялась температура, что делать?».

Сыпь, которая появляется при ветрянке - специфическая. Она имеет форму пузырька, т.к. отслаивается верхний слой кожи, в котором образуется жидкость. Жидкость прозрачная. Но, если жидкость становится мутной на вид, значит, внутри данного пузырька есть бактерия, и уже данный элемент несет в себе опасность. Во-первых, он болит, как фурункул. Любой пузырек лопается, разнося инфекцию (содержимое данного пузырька) по всей коже, и на коже появляются «дочерние» уже не ветряночные, а бактериальные пузырьки: пиодермия, абсцесс или флегмона. А это уже полный некроз (умирание клеток) в области кожи, и шанс заполучить рубцы на всю жизнь. Так же, не раз наблюдала детей, у которых пузырьки располагались на слизистой полости рта, а это уже полноценный стоматит, ребенок просто отказывается от еды или питья. Желание есть или пить сохраняется, но боль, которая сопровождает прием пищи, заставляет дитё крепко закрывать рот и отказываться даже от глотка воды. Так же элементы сыпи могут быть в области выхода мочеиспускательного канала - тогда ребенок отказывается писать, в таких случаях приходится прибегать к инвазивным методам в условиях стационара. При классическом течении болезни, когда жидкость внутри пузырька прозрачная, после того, как пузырек лопнет, образуется корочка. Именно «сдирание» этой корочки (всё зудит, не забывайте, и никак не уснуть из-за этого зуда) ведет к образованию рубца. А уж, наличие рубца на теле- самое безобидное, чем может осложниться данная болезнь.

Ветрянка у детей. Что мы знаем про ветрянку

У 5% заболевших реализуется риск развития осложнений, таких как:

• пневмония ветряночная (очень тяжело поддается терапии),
  • невриты (воспаление нерва, которое визуально мы видим как снижение мышечного напряжения и чувствительности, ровно также, как при инсультах). Например, неврит лицевого нерва характеризуется ассиметрией улыбки, когда мимика одной половины (здоровой) выражена, а вторая (с невритом) практически не движется, лечение длительное, не менее 6 месяцев, и у части пациентов не происходит полного восстановления.
  • ветряночный энцефалит или менингит (частая причина смертельных исходов) и др

Что же касается взрослых - они переносят ветряную оспу намного тяжелее. Заболевание всегда сопровождается высоченной температурой тела, обилием сыпи, в отличие от детей, почти все случаи заболевания протекают с осложнениями.

Помните, в начале статьи говорилось, что герпетическая группа сохраняется в организме на многие годы? Так вот, после «выздоровления» вирус остается в нервных клетках и может быть «выпущен в свет», вызывая вторичную инфекцию - опоясывающий герпес. Обычно это происходит у взрослых в возрасте старше 50 лет или при ослаблении иммунитета в любом возрасте, проявляется болезненной сыпью, которая может привести к постоянному повреждению нервов.

Вот теперь задумайтесь: такая ли уж «детская» болезнь - ветряная оспа?

Единственный способ предотвратить болезнь - вакцинация. С этой целью используются вакцины Варилрикс (Бельгия) и Окавакс (Япония). Ветряночный компонент также входит в состав Приорикс-тетра. Начало вакцинации- 1 год жизни ребенка. Вакцинация против ветряной оспы включена в национальные календари развитых стран, таких как США, Канада, Греция, Германия, Швейцария и др.

Будем надеяться, что в 21 веке мы победим ветряную оспу так же быстро, как в 20-м веке победили натуральную оспу, благодаря активной вакцинации.

В Детском Диагностическом центре Вы можете привить ребенка вакциной Варилрикс Бельгийского производства. Схема вакцинации состоит из 2 вакцин с минимальным интервалом между ними 6 недель. Согласно аннотации к препарату вакцинация разрешена к постановке детям с 12-месячного возраста и взрослым.

Защитите себя и своих детей от «недетской» болезни!