Интервью с логопедом Детского Диагностического Центра

20.05.2014

Интервью с логопедом Детского Диагностического Центра

Кто такой логопед? Зачем нужен этот специалист?

Логопедия означает в переводе с греческого “воспитание правильной речи” (logos – слово; paideia – воспитание, обучение). То есть логопед является специалистом, устраняющим и предотвращающим различные нарушения речи.

Когда надо обращаться к логопеду?

В два года рекомендуется показать ребенка логопеду, даже в том случае, если вы считаете, что у ребенка нет никаких проблем. Если даже ребенок в этом возрасте еще не разговаривает (что абсолютно нормально), он уже начинает произносить некоторые слова и звуки, проанализировав которые, логопед скажет вам, насколько правильно происходит у ребенка развитие речи. Также анализ игр ребенка позволяет определить уровень его речевого развития или перспектив этого развития – ведь моторика напрямую связана с развитием речи.

До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

Желательно до 8 лет исправить все речевые нарушения, наблюдающиеся у ребенка, иначе ко второму классу эти проблемы перерастут в плохие оценки по русскому языку – так как нарушения речи влекут за собой во многих случаях проблемы с чтением и письмом.

Может ли логопед помочь решить данные проблемы – с чтением и письмом?

Да, это непосредственная сфера наша деятельности: коррекция дисграфии и дислексии – самых распространенных речевых нарушений у детей школьного возраста. Дисграфия – невозможность обучиться правильному письму. А дислексия – неспособность обучиться чтению.

Так ли необходимо обращаться к логопеду? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, и это даже придает им некоторый шарм

Мило картавить получается лишь у крайне узкого круга людей, в основном же дефекты речи явно обращают на себя внимание других людей и звучат не слишком привлекательно. К тому же, в подавляющем большинстве, люди, имеющие проблемы с произношением, также имеют проблемы с грамотностью.

Неужели?.. Как связаны дефекты речи и грамотность?

Связь самая прямая. Привыкая произносить звуки неправильно, человек привыкает и на письме делать ошибки. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом.

Можно ли решить проблему произнесения звука «Р» подрезанием уздечки?

Хотела бы предостеречь мамочек от этой процедуры. Да, действительно, ранее это часто практиковалось, но в настоящее время в этом нет необходимости. Профессиональный логопед, имеющий в своем распоряжении специальные приспособления – зонды – растянет ребенку уздечку. Данный комплекс мероприятий называется логопедический массаж.

Всегда ли удается исправить дефекты?

Если родители ребенка готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. К сожалению, многие ожидают, что все проблемы логопед решит в своем кабинете, это не так! Дома с ребенком тоже понадобится выполнять специальные упражнения, и если вы готовы строго следовать указаниям логопеда, успех гарантирован.

Исправляют ли в детских учреждениях – детских садах и школах – дефекты речи?

Да. Практически в каждом детском саду и во многих школах есть логопед, специалисты обязаны исправлять дефекты речи детей, посещающих конкретное детское учреждение. К сожалению, в силу большого количества детей в коллективе редко удается уделить каждому ребенку необходимое внимание.

У всех ли детей имеются те или иные нарушения речи?

Нет, множество детей не имеют никаких проблем с произнесением звуков. Главное, чтобы родители своим рвением стимулировать ранее развитие ребенка не испортили эту тенденцию. Возможно, мамочкам будет интересно, что раннее обучение чтению по неверной методике способно принести ребенку больше вреда, чем пользы: фонематический слух (способность воспринимать отдельные звуки в составе слова) формируется лишь к 5,5 годам. Обучая ребенка читать излишне рано, мамочки лишают ребенка возможности разобраться, что же такое отдельные звуки. Что влечет за собой последующую безграмотность: ребенок способен быстро прочитать большой текст, но на письме делает огромное количество ошибок, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова – из звуков.

Кстати о безграмотности. Существует понятие «врожденная грамотность». Правда ли, что некоторые способны от рождения грамотно писать, не зная никаких правил, а другие, как ни бьются над грамматикой, все равно всю жизнь делают ошибки?..

Понятие врожденная грамотность или безграмотность – миф. Если у человека в положенное время сформировался фонематический слух и началось обучение чтению и письму, а также отсутствуют нарушения речи – очевидно, что у него больше шансов иметь пятерку по русскому языку. Если же данные этапы обучения или развития ребенка не совпали, ошибки при письме будут повторяться.

Можете ли Вы посоветовать родителям литературу для изучения и самостоятельной работы с детьми?

Могу рекомендовать следующие издания:

«Отвечает логопед» , Наталия Пятибратова

«Логопедическая энциклопедия», Т.А. Ткаченко

«Учим буквы», О.И. Крупенчук

«Учимся писать грамотно», М.А. Ильин

Возврат к списку