Услуги
Подарочные сертификаты
Воспитание в утробе

Воспитание в утробе

Стулова Мария Александровна

Консультант по грудному вскармливанию
06.11.2013

Воспитание в утробе
Интервью с руководителем школы будущих мам Стуловой Марией.

- Вы работаете с будущими мамами, готовите их к родам, к появлению малыша и уходу за ним. Освещаете ли Вы на своих занятиях вопросы воспитания, как и когда оно должно начинаться?

- Есть замечательная пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас…». Эта пословица относится ко всем возрастам и в первую очередь к этапу внутриутробного воспитания. Да-да, воспитание ребенка начинается задолго до того, когда мы осознанно пытаемся повлиять на малыша и что-то ему привить. Воспитание начинается еще в утробе. Однако, это не то воспитание, как мы привыкли его понимать. Это воспитание через свое собственное мироощущение (воспитание своим примером) и через общение с ребенком.

Будущая мама передает малышу свое отношение к миру (а так же к людям, к событиям, к себе), как некий эталон восприятия. В подсознании малыша закладывается, что мир, в котором он будет жить добрый (или злой), что жить в мире будет радостно (или грустно), что от общения с людьми можно будет получать удовольствие (или напряжение) – все зависит от мироощущения будущей мамы и от ее эмоций во время беременности.

- Как это происходит?

- Через гормоны, поступающие к малышу по пуповине. Дело в том, что женщина, испытывающая положительные эмоции, спокойна и расслаблена. Ребенок ощущает на себе расслабление маминого тела: расслабленные мышцы пресса не давят не стенку матки – это простор для движений малыша, расслабленные сосуды плаценты имеют хороший кровоток – это хорошее питание и легкое дыхание ребенка, спокойное сердцебиение мамы, равномерное дыхание, пониженный тембр голоса – все это делает пребывание малыша более комфортным. Одновременно с ощущением комфорта ребенок по кровотоку получает материнские гормоны (удовольствия, любви, радости) всех тех ощущений, которые она испытывает в этот момент. Соответственно, задолго до рождения ребенок отлично знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И берет за норму своей будущей жизни те эмоции, которые преобладают у матери во время беременности. Именно поэтому всегда пытаются оградить беременных женщин от мирской суеты, полной стрессов и волнений.

- Что же делать современной беременной женщине? Бросать работу и уезжать далеко от всех? Это же невозможно…

- Даже если это возможно, делать этого не нужно. Ведь можно уехать подальше от работы, но тосковать в одиночестве, а можно продолжать ходить на работу и получать удовольствие от общения. Все зависит от мироощущения женщины. Если будущая мама открыта миру, ей хорошо везде. Если есть внутренние конфликты, куда бы мы ни «сослали» женщину, она всегда будет со своими конфликтами. Не сами стрессовые ситуации могут оказать негативное влияние на формирование мироощущения будущего ребенка, а неумение женщины справляться с этими ситуациями. Вполне нормально испытывать отрицательные эмоции, стресс, однако нельзя в них застревать надолго (и бесконечно «прокручивать» в голове все свои проблемы), необходимо уметь переключаться, извлекать положительный опыт.

- Это умение необходимо всем! Однако, работа над собой это длительный процесс, и у многих он занимает годы. Что же делать беременной? Считается, что во время беременности женщина ощущает себя совсем беззащитной, как она будет справляться со стрессами?

- Да, изменить себя и свое мироощущение очень сложно, поскольку нам самим все это досталось с рождения. Однако, у беременных женщин есть помощник – ребенок. Иногда, одно лишь осознание того, что она не одинока, что она чувствует все вместе с малышом, дает ей силы переключить поток своих мыслей. Переключить внимание с проблемы на ребенка – очень важное умение будущей матери. Главное, что это должны быть не просто мысли о малыше, а общение с ним. Полноценное общение, как с партнером или как с уже рожденным маленьким ребенком.

Сейчас много говорится и пишется об общении с будущим малышом, однако, зачастую это сводится к чтению детских книжек и слушанию музыки. Это действительно хорошо, когда мама свободное время уделяет приятному общению. А если мамы будут общаться с ребенком в стрессовых ситуациях, они «убьют всех зайцев» - отвлекутся от самой сути проблемы (это уже снижает уровень стрессовых гормонов в крови и восстанавливает спокойствие женщины, а значит и ребенка), поделятся переживаниями и мыслями по этому поводу с ребенком (это облегчает моральное состояние будущей мамы и показывает ребенку его значимость для мамы). Главное, рассуждая с ребенком, мы учим его решать проблемы сообща (этим мама закладывает задатки коммуникативной компетентности малыша) – мама учит его сотрудничеству, поиску решений, позитивному взгляду на мир.

Воспитание – это умение общаться с ребенком. Чем раньше женщина научится этому общению, тем легче ей будет продолжать его уже после рождения, когда очень много внимания и сил расходуется на бытовые моменты.

- Мария, мы все время говорим про мам, а когда же папы должны подключаться к воспитательному процессу?

- Как ни странно, будущие папы включаются в процесс воспитания еще раньше, чем будущие мамы. Мужчины по своей природе более рассудительные. Именно они учат своих эмоциональных и импульсивных жен правильному спокойному поведению во время беременности и, соответственно, правильному общению с ребенком. Однако, это обучение тоже не происходит как в школе. Мужчина, беря на себя ответственность за своего будущего ребенка и его мать, создает вокруг себя определенную «среду», где женщина чувствует себя под защитой и имеет возможность делиться своими мыслями и переживаниями. Ребенок ощущает эту поддержку матери, и в его подсознании закладывается базовое чувство уверенности в себе и уверенности в мире. После рождения малыша задачами папы будет также являться поддержка и защита матери. Не должен папа нянчиться (если только он сам этого хочет), не должен никого воспитывать. Это будет лучшее воспитание! Воспитание своим примером, общением и любовью.

- На своих занятиях Вы учите и будущих мам и будущих пап воспитанию будущих детей?

- Учим многому. Тем, которые освещаются на занятиях, масса (от беременности до родов, от грудного вскармливания до ухода за малышом, от общения с мужем и ребенком до общения с бабушками). Причем, в зависимости от пришедших будущих мам, могут возникать дополнительные темы, ведь у каждого человека свои вопросы. А тема воспитания через общение проходит тонкой ниточкой через весь курс. Более того, я всегда приветствую совместное посещение занятий. Жаль, что это не всегда возможно для работающих мужей.

- Где проходят занятия?

- У нас наконец-то появилась хорошая база – это детский развивающий центр «Сема». Женщины еще до родов могут увидеть все те методики, которые используются на занятиях у малышей.

- Но это уже другая тема. Спасибо Вам за интересный рассказ. Будем рады за наших Домодедовских мам, у которых появляется все больше и больше возможностей в воспитании детей.

Статья подготовлена психолого-педагогическим коллективом
Развивающего центра «Сёма»


©2013-2024, Детский Диагностический Центр
Запись на прием