Роды

Согласно статистическим данным, у женщин, больных эпилепсией, выше риск кровотечений, слабости родовой деятельности и преэклампсии (риск последней в 2 раза выше, чем в популяции), увеличивается риск отслойки плаценты, преждевременных родов, родовспоможение в 2 раза чаще осуществляется путем вакуум-экстракции плода или КС. Для снижения риска осложнений необходимо установление полного контроля над приступами.

Ведение родов у пациенток с эпилепсией не отличается от обычного. Разумеется, если возникают состояния, представляющие угрозу для жизни матери или плода (судорожные приступы чаще 1 раза в неделю в последнем триместре беременности, слабость родовой деятельности, судорожный припадок во время родов и др.), целесообразно оперативное родоразрешение. Эпилепсия как таковая не является противопоказанием для естественного родоразрешения.

Медикаментозное ведение родов и их обезболивание при эпилепсии не отличается от обычного. В большинстве случаев возможно применение длительной эпидуральной анальгезии. Вид обезболивания определяется анестезиологом применительно к конкретной ситуации.

Для проведения КС у пациенток с эпилепсией существуют строгие показания (см. ответ на вопрос. 3.2.). Диагноз «эпилепсия» как таковой не является противопоказанием для естественного родоразрешения.

Вероятность эпилептического приступа во время родов и в течение 24 часов после родов выше, чем вероятность эпилептического приступа в другие периоды беременности. Прежде всего, это связано с пропуском приема АЭП. По нашим данным, полученным в результате наблюдения за более чем 500 беременностями, при отсутствии ремиссии частота припадков в родах достигает 5,6%, а среди пациенток с ремиссией – 0,5%.

Центров, которые специализировались бы именно на ведении женщин с эпилепсией, не существует. При выборе следует отдавать предпочтение крупным центрам, где есть реанимационное отделение, консультант-невролог, хорошее обеспечение лекарственными препаратами, диагностическим и хирургическим оборудованием. Опыт ведения пациенток с эпилепсией имеется, например, в МОНИИАГе.

Плановая госпитализация необходима только при наличии осложнений: сильных отеков, подъема АД, протеинурии, свидетельствующих о признаках преэклампсии, угрозе преждевременных родов, признаках ухудшения состояния плода, угрозе кровотечения или с целью подготовки к операции кесарева сечения.

Согласно приказу Минздрава РФ № 302 от 28 декабря 1993 г., если продолжение беременности и роды представляют угрозу жизни или ущерба для здоровья беременной или новорожденного, ставится вопрос о прерывании беременности.

Многие считают КС быстрым и легким способом родов. Операция всегда безболезненна, поскольку выполняется с использованием различных видов анестезии. Однако при КС увеличивается риск серьезных осложнений наркоза, развития кровотечения и гнойно-инфекционных осложнений. Требуется более долгая госпитализация. Не исключено появление боли после операции, и как результат, дополнительных трудностей в уходе за новорожденным. Дети, рожденные с помощью КС, имеют больше проблем с дыханием и поддержанием температуры. Поэтому в России КС проводится по строгим показаниям, которые хорошо известны акушерам-гинекологам.

Это крайне нежелательно, так как сопряжено с неоправданно высоким риском для матери и плода.