Кабинет охраны зрения
Внезапная сердечная смерть

05.10.2013

Внезапная сердечная смерть

Внезапная сердечная смерть – это смерть, которая наступает в течение от нескольких минут до 24 часов с момента первого появления симптомов и происходит в результате остановки сердечной деятельности у детей без внешних признаков сердечно-сосудистых заболеваний.
Внезапная смерть составляет около 5% от всех случаев смерти детей. По расчетам от 5000 до 7000 внешне здоровых детей в США ежегодно умирают внезапно, а среди взрослых величина внезапной сердечной смерти составляет 3 млн до 4 млн случаев в год. Внезапная смерть среди лиц молодого возраста в 20% наступает во время занятий спортом, в 30% - во время сна, в 50% - при различных обстоятельствах в период бодрствования.

Ребёнок с действительно здоровым сердцем не имеет риска наступления внезапной сердечной смерти. В детском возрасте в связи с большими компенсаторными возможностями заболевания сердечно-сосудистой системы часто протекают без видимых клинических проявлений. Таким образом, важной задачей является выявление факторов риска развития жизнеугрожающих состояний у внешне здоровых детей.

Внезапная смерть у детей чаще всего развивается при наличии структурных заболеваний сердца (врожденные пороки сердца, кардиомиопатии, легочная гипертензия, аномалии строения коронарных артерий), воспалении сердечной мышцы, нарушениях сердечного ритма.

Среди нарушений ритма сердца наиболее высокий риск внезапной смерти имеют атриовентрикулярная и внутрижелудочковая блокада высокой степени, синдром удлиненного и короткого интервала QT, синдром Wolf-Parkinson-White, некоторые виды желудочковой тахикардии; фибрилляция желудочков.

Немедленное кардиологическое обследование показано детям и подросткам с приступами потери сознания, приступами учащенного сердцебиения, жалобами на резкую слабость с ощущением перебоев, пауз в работе сердца; на сжимающие боли в области сердца при физической нагрузке; резкими колебаниями или повышением артериального давления, а также при наличии случаев внезапной смерти у родственников в возрасте до 50 лет.

Внезапная смерть в спорте.

Внезапная сердечная смерть у спортсменов – это случаи смерти, наступившей непосредственно во время нагрузок или в течение 1-24-х часов с момента появления первых симптомов, заставивших изменить или прекратить свою деятельность.

Внезапная сердечная смерть у спортсменов 12-35 лет в 89% случаев возникает во время занятий спортом или сразу после, в то время как у неспортсменов 91% случаев внезапной смерти регистрировался вне связи с какими-либо нагрузками. Наибольшее число случаев внезапной смерти в Европе было зарегистрировано при занятиях футболом (40%), при занятиях плаванием и регби (9%), велогонках, беге, волейболе (7%), занятиях дзюдо, теннисом, гимнастикой (3%) [D. Corrado, 2005].

В структуре патологии, которая явилась причиной внезапной сердечной смерти у молодых спортсменов, доминирует гипертрофическая кардиомиопатия (44%), пороки сердца, неспецифические заболевания сердечной мышцы (20%), аномалии строения коронарных сосудов (17%). Среди других причин внезапной смерти регистрируют воспаление сердечной мышцы (6%), аритмогенную дисплазию правого желудочка (4%), пролапс митрального клапана (4%), синдром удлиненного интервала QT, синдром Бругада, катехоламинергические желудочковые тахикардии (3%), атеросклероз коронарных сосудов (3%), дилатационную кардиомиопатию (2%). В 3% случаев никакой патологии со стороны сердца выявлено не было [B. Marron, 2006].

У внезапно погибших молодых спортсменов доля лиц с неизмененным миокардом при аутопсии составляет не более 10%. При этом при одних и тех же заболеваниях сердца риск внезапной сердечной смерти у спортсменов значительно выше, чем у неспортсменов: при аритмогенной дисплазии правого желудочка риск выше более, чем в 5 раз, при заболеваниях коронарных артерий в 2,6 раза, при миокардите в 1,5 раза, при заболеваниях проводящей системы – в 2 раза [D. Corrado, 2005].

Для предупреждения внезапной сердечной смерти у спортсменов необходимо обращать внимание на следующие жалобы: боли или дискомфорт в груди, головокружение при физической нагрузке, внезапные обмороки или предобморочные состояния, шум в сердце, артериальное давление выше 140/90 более, чем при одном измерении. К факторам риска относят также случаи внезапной смерти родственников до 50 лет, наличие близких родственников до 50 лет, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Большое значение в предупреждении внезапной сердечной смерти имеет и регулярное проведение стандартной ЭКГ.