Врач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ
22.06.2016
В отечественных медицинских институтах есть разделение на факультеты: лечебный и педиатрический. Зачем такая сложность? Ведь врач, есть врач. Должен уметь лечить все болезни. Дело в том, что врачей на лечебном факультете, в нашей стране, учат проводить диагностику и лечить взрослый организм, сформировавшийся, приобретающий хронические заболевания и увы, стареющий. Детские болезни на лечебном факультете преподаются в меньшем объеме.
На педиатрическом факультете помимо предметов общей медицины, с первых курсов изучают детский организм не только с момента рождения, но и начиная с зачатия и внутриутробного развития. Такие предметы как эмбриология, гистология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, патологическая физиология и многие другие не менее важные дисциплины на педиатрическом факультете преподаются с особым уклоном и в большем объеме, чем на лечебном факультете.
На старших курсах педиатрического факультета наряду с теоретическими дисциплинами подключаются предметы, на которых врачи приобретают практические навыки педиатров, такие как пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни.
Эти дисциплины изучаются на клинических базах детских больниц. Будущие педиатры полностью погружаются в практические вопросы профилактики болезней, диагностики, лечебного процесса у детей, которые имеют существенные отличия, по сравнению с взрослой областью медицины.
На педиатрическом факультете уделяют особое внимание особенностям развития детей разных возрастных групп, полового созревания, психологии, течения болезней, инфекций детского возраста. Одним из важных вопросов, изучаемых на педиатрическом факультете является влияние лекарств на детский организм. Лекарственные препараты детям назначаются, учитывая возраст и вес.
А еще врач должен знать какое лекарство, и до какого возраста противопоказано. Не менее важным разделом педиатрии является вакцинация. Все это педиатр должен знать, помнить и применять в ежедневной практике. Важное качество для педиатра – любить детей. Опытный педиатр умеет найти общий язык не только с родителями(иногда это нелегко), но и с ребенком, который не всегда может сказать, что у него болит. Существуют симптомы и признаки болезни у детей, которые грамотному педиатру помогут понять клиническую картину.
В большинстве зарубежных медицинских институтах нет разделения на лечебный и педиатрический факультеты. Это связано с моделью медицины. В американской медицине и некоторых европейских странах есть понятие врач общей практики. Предполагается, что такой врач должен уметь лечить младенцев, школьников, подростков, взрослых и пожилых людей. Такой врач может сам сделать анализ крови, ЭКГ, УЗИ, МРТ, провести осмотр как педиатр, невролог, офтальмолог или любой другой специалист. В итоге назначить лечение.
У нас менталитет несколько другой. Терапевт лечит внутренние болезни. Хирург делает операции. Узкий специалист занимается вопросами одной из областей медицины. Таким образом, врач за много лет работы становится экспертом в своей области медицины. Вот и детский невролог это тот специалист, который должен знать патологию нервной системы не только у взрослых, но и у детей, уметь оценивать пороки развития центральной нервной системы, хорошо разбираться в генетических синдромах, уметь выявлять последствия влияния инфекции на нервную систему, знать симптоматику последствий травм ЦНС, хорошо знать детские болезни, обладать знаниями в психологии и психиатрии детского возраста. Дело в том, что нервная система ребенка с рождения и до взрослого возраста претерпевает многие этапы становления и созревания. Некоторые рефлексы у новорожденных являются нормой до определенного возраста, а у взрослых эти же рефлексы указывают на серьезную патологию. При одинаковых заболеваниях нервной системы у детей и взрослых, симптомы могут отличаться. Первый осмотр неврологом должен быть в возрасте 1 месяц.
Детский невролог оценивает черепные нервы, двигательные функции и мышечный тонус, рефлексы, органы чувств, эмоции, окружность головы, размеры большого родничка и многие другие важные параметры. В случаях, когда беременность и роды протекают сложно, выявляется патология ЦНС, требующая пристального наблюдения и лечения.
По приказу Минздрава РФ детям в возрасте 1 месяц необходимо проведение Нейросонографии(УЗИ головного мозга). В возрасте 3, 6, 12 месяцев оценивается психомоторное развитие ребенка. Далее, при отсутствии жалоб, осмотр неврологом требуется 1 раз в год для оценки развития речи, интеллекта, поведения, обучаемости, процессов бодрствования и сна. В случаях неврологических расстройств, задержки развития проводятся диагностические обследования. Таким образом можно сказать, что детская неврология - это отдельная область медицины, требующая от врача глубоких знаний, высокой ответственности и правильного подхода к детям.
В Детском Диагностическом Центре в Домодедово детскими неврологами проводится наблюдение детей от 0 до 18 лет. При необходимости проводятся диагностические обследования, такие как электроэнцефалография(ЭЭГ), нейросонография(НСГ), магнитно-резонансная томография головного мозга(МРТ детям). В ДДЦ в Лаборатории видеоЭЭГмониторинга проводятся обследования детей с разными формами эпилепсии, которые с высокой точностью позволяют поставить диагноз. Детский эпилептолог ведет динамическое наблюдение детей с диагнозом эпилепсия.