Невролог

18.04.2019 Жанна

Здравствуйте! Сыну 7 лет (1 класс ) В школе выявили логопедические отклонения. Приглашенный на дом логопед, предположила, что у сына гиперкинетическое расстройство поведения. Порекомендовала консультацию с психотерапевтом. Психотерапевт поговорил с сыном, задал ему несколько логических задач и сделал вывод , что ему сложно сконцентрироваться на чем-то, при этом желание есть. Интелектуальных проблем не выявил. Сказал чтобы прошли УЗДГ сосудов головного мозга и проконсультировались с неврологом. Вопрос: если обращаться к Вам, Сергей Сергеевич, то на руках уже иметь результаты УЗДГ или вы сами это обследование проводите. Есть ли принципиальная разница на какой марки оборудования это делается, какой специалист и как он ее проводит?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте, Жанна, спасибо за вопрос.
Ситуация действительно непростая. Информация, которой Вы поделились в письме, неоднозначна в интерпретации.
Дело в том, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) , и гиперкинетическое расстройство, два разных состояния, которые даже в МКБ (международной классификации болезней) относятся к разным подгруппам. При СДВГ- первично доминирует недостаточность познавательных функций, что очень часто сопровождается, или является причиной специфической задержками моторного и речевого развития на разных этапах развития ребёнка. Гиперкинетическое расстройство- представляет собой группу сложных поведенческих нарушений, которые могут и не сопровождаться задержками психомоторного развития в прошлом и (или) в настоящем. Лечение этих состояний, различно.
Отдельной группой расстройств являются речевые нарушения, которые могут и не сопровождаться поведенческими нарушениями и (или) дефицитом когнитивных функций. Соответственно, и тактика лечения будет другой. УЗДГ, имеет первостепенную важность, при наличии признаков ВЧГ (внутричерепной гипертензии), головных болях, ВСД (веготососудистой дистонии), подозрениях на органическое поражение головного мозга. В остальных случаях, данное исследование имеет вспомогательное значение. Причём хочется отметить, что детям важнее ТКДГ (транскраниальная допплерография), то есть исследование внутричерепных сосудов, так как обычно под УЗДГ подразумевают исследование только сосудов шеи. На современном этапе развитии медицины, принципиальные различия марок оборудования, не играют решающей роли. Важен специалист, делающий исследования.
На ваш вопрос делаю ли я это исследование, отвечу, что сам я этой методикой владею, так как моя вторая специальность врач ФД (функциональной диагностики), в ДДЦ её не провожу, но в ДДЦ, есть прекрасные специалисты, которые этим занимаются, на оборудовании соответствующем мировым стандартам.
С уважением невролог к.м.н. Ермолаев С.С.

28.03.2019 Дарья

Добрый день. Ребенок 9 месяцев, активный и капризный. Беспокоит мотания головой, когда нервничает (из стороны в сторону, будто "нет" жестом). Хочу понять, насколько это в пределах нормы. У нас это уже 2-3 месяца, а в последнее время стала ковырять или дергать ушные раковины.. По совету невролога в поликлинике даю Эдас 306, но не вижу, чтобы стало спокойнее. Были на приеме 1,5 месяца назад, сказали, что проблем нет, развитие в норме, хотя родились на месяц раньше. Сейчас у нас нет возможности попасть на прием, потому что уехали далеко от центра на несколько месяцев. Обращаюсь с вопросом к Вам, потому что были на приеме однажды у Ваших неврологов, и остались довольны. Вопрос: может ли такое поведение говорить об отклонениях или просто гиперактивность? Можно ли помочь малышке справиться с нервным перевозбуждением: нужно ли, и если да, то как?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте, Дарья.
Проблема недоношенности является, всё более актуальной в наше время. Хотя таковой она стала более 10 лет назад, когда за основной критерий живорождённости, была принята масса плода от 500 грамм, учитывая, что до этого был критерий 1500 грамм. Доношенным же ребёнок стал признаваться от 37 недели гестации (внутриутробного развития). В то время как раньше считалось 40 недель, плюс минус неделя. Введён даже такой термин, как «скорректированный возраст». Это возраст, скорректированный на степень недоношенности, который определяется, не просто математическим отниманием от паспортного возраста биологического, а комплексной оценкой уровня психомоторного развития.
Таким образом, возникает проблемы, главная из которых - правильно оценить возраст ребёнка на первом году жизни и соответственно этому принять меры. Ввиду изменения критериев, детей рождённых на месяц раньше, часто оценивают как рождённых на 36 неделе развития, но по новым критерием, это может быть и 33 недели! Разница - ощутимая! К сожалению, это часто не учитывают и вовремя не принимают меры. Вес при рождении, тоже может «отвлекать» внимание врача и родителей, к примеру, 2600гр, это в принципе, приличный вес, и все «успокаиваются». Это, если ребёнок так весит в 36 недель, и должен был при рождении весить 3000гр, а если ребёнок так весит в 33 недели, то он возможно должен родиться бы был около 4500 гр. То есть практически он родился в 2 раза меньше! Вроде бы очевидные вещи, но их не замечают и «самоуспокаиваются»…
Развитие же нервной системы ещё гораздо сложнее, структуры мозга развиваются неравномерно и включаются в «работу» в разном возрасте. В силу этого введены термины и «условно здоровые недоношенные дети», или «условно здоровые доношенные дети». Именно в силу развития ЦНС. Часто если что-то было нарушено, то это и включается с поломкой, но гораздо позже, когда родители и врачи «успокоились», что рождает недоумение и, иногда панику.
По Вашему случаю: если упростить, существуют синхронизирующие структуры мозга и десинхронизирующие структуры. У вашего ребёнка нарушен баланс между их работой. Проявилось это не сразу, как я писал раньше, в связи с эволюционным (и неравномерным) созреванием. Такие дети (условно здоровые-недоношенные) должны быть под особым наблюдением, именно из-за развития нервной системы. А Если Вам поставили гиперактивность, то это не правильно, потому что согласно DSM 5-(Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ) (2013), диагноз синдром гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по изданию DSM-IV 1994 года с 6 лет). В остальных случаях нужно ставить другие диагнозы, а, следовательно, и лечение - будет другим.
Помочь, конечно, можно, но не так просто. Нужно определиться с состоянием её ЦНС (центральной нервной системы), возможно сделать ЭЭГ. А ликвидация негативной симптоматики это подбор комбинированной терапии, направленной на стимуляцию одних функций мозга, и подавление других. В любом случае на самотёк это пускать не рекомендую.
С уважением, невролог к.м.н. Ермолаев С.С.

07.02.2019 Анастасия

здравствуйте, скажите пожалуйста нам 3 месяца. узи перед приемом нужно делать ?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте, Анастасия.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года. В список осмотров и анализов, также входит УЗИ брюшной полости, почек, сердца, тазобедренных суставов и нейросонография. Таким образом к 3 месяцам Вам должны были сделать ряд ультразвуковых исследований по ОМС. Если по каким либо причинам их не сделали, необходимо исправить данную ситуацию.
На Ваш вопрос- отвечу утвердительно : к 3 месяцам нужно прийти на приём с результатами УЗИ.
С Уважением, невролог к.м.н. Ермолаев С.С.

06.02.2019 Наталья

Добрый день.Ребенку 3 года и 3 месяца ,2 недели отходили в сад потом заболели сильно ,после выздоровления снова пошли в сад и ребенок стал запинаться в словах тянуть не значительно гласные буквы,стал нервным дергает на пальчиках заусенцы. В садике говорит что его не обижают он только плачет когда я ухожу ,а в целом потом играет и активно себя ведет.занимаемся с логопедом 3 месяца ,она тоже на последнем приеме это заметила его запинки дала рекомендации ,пока сказала к неврологу не бежать ,но я очень переживаю.После сада разговаривал более менее нормально ,но утром опять запинки при этом он не дергается и ни каких судорог я не замечаю.Жду Вашего мнения по данной ситуации.Заранее спасибо.

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте, следует определиться заикание ли у ребёнка, или обычные запинки речи. Заикание – нарушение ритма и темпа речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Приступы заикания могут быть в силу различных причин: дыхательных, артикуляционных, голосовых, при расстройствах ЦНС . повышенной возбудимости, эмоциональной нестабильности. Запинки - это частое явление в речи малышей 2-5 лет, которое требует абсолютно иной коррекции, нежели заикание. Чаще всего запинки появляются в речи малышей, когда их мышление опережает речевые возможности. При этом ребенок хорошо развит физически и умственно. Риск появления этого недуга высок у эмоциональных, очень впечатлительных и развитых детей. Возможны также сочетанные варианты. Для определения нужна консультация невролога, возможно придётся сделать электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ). В любом случае рекомендую не тянуть с коррекционными мероприятиями, потому как у детей достаточно быстро может произойти закрепление нарушений речи, с которыми в дальнейшем будет сложнее справиться.

08.12.2018 Дарья

Здравствуйте! Моей дочери 3.5 года. есть проблема с ночным мочеиспусканием. Знает, что нужно ходить на горшок, днем ходит ,точнее бегает, до некоторого времени немного не добегала, т.е. были мокрые трусики, сейчас крайне редко.Но ночью никак, она говорит, что будет вставать, но она не чувтвует процесс. НА улице сообщает, что хочет в туалет, что потерпит до дома ,но у нее не получается. Так же у нее есть аденойды и аллергии (полиноз и пищевая и на шерсть). Психоэмоциональное состояние не стабильное, бывают истерики на сладкое или что то не по ее делается, иногда получается договориться, но заходится часто и сильно. Были на приеме психо-нейролога, развитие в норме, повосоветовала корекционные занятия. какое лечение посоветуете?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте.
Выделяют несколько форм энуреза. Ночной энурез наблюдается у 85%, дневной – у 5% и смешанный – у 10% детей, страдающих непроизвольным мочеиспусканием. Также выделяют невротический , психогенный энурез , такое бывает у детей, испытывающих проблемы неврологического или эмоционального плана . Данное заболевание встречается у 7% у мальчиков и у 3% у девочек в возрасте 5 лет, у 3% мальчиков и 2% девочек в возрасте 10 лет, у 1 % мальчиков и почти полностью отсутствует у девочек в возрасте 18 лет. Скорее всего, у вашего ребёнка именно такая форма, но темнее менее нужно провести обследования, для исключения возможных органических причин. Органические факторы наиболее часто обнаруживаются у детей, у которых имеет место и ночной и дневной энурез, сочетающиеся с частым мочеиспусканием и срочной необходимостью опорожнить мочевой пузырь.
Потребуется сдать анализы, провести ряд исследований. В первую очередь, конечно, необходим осмотр неврологом для определения тактики обследования и лечения.

04.12.2018 Елена

Добрый день, Малыш 11 месяцев начал ходить, упал и ударился лбом об стиральную машинку, шишка, синяк, малыш активен, играет, кушает, но стошнило 2 раза, но только на обед(давала пюре с мясом из банки), остальные приёмы пищи-все хорошо, может ли быть сотрясение??

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте.
Сотрясение головного мозга (СГМ) относится к наиболее часто встречающимся черепно-мозговым травмам. Его доля составляет до 90% всех травм черепа. Оно вызвано тем, что мозг при СГМ ударяется о внутреннюю поверхность черепной коробки, и отростки нервных клеток растягиваются. При этом нарушается функционирование клеток, а в результате работа всего мозга. Это проявляется ликвородинамическими, сосудистыми расстройствами, что приводит нарушению питания клеток мозга, повышения внутричерепного давления.
Гиподиагностика (недостаточная диагностика) сотрясения головного мозга у детей обычно связана с достаточно хорошими компенсаторными возможностями головного мозга, в силу того, что мозг ребёнка активно растёт и развивается, в результате чего находящиеся рядом с повреждённым участком клетки, берут на себя часть функций. Симптоматика при этом бывает явно не выражена. Частота ошибок диагностирования может достигать 50%.
Поэтому крайне необходимо при наличии признаков СГМ (головная боль, головокружение, тошнота, рвота, сонливость, расстройство сознания, памяти, поведения) обратиться к врачу, даже при наличии одного из симптомов. Это позволит избежать в дальнейшем последствий травмы, (которые могут проявиться от нескольких дней, до даже нескольких лет) после, так называемого, светлого промежутка (мнимого улучшения состояния).
Отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что, на мой взгляд, ДА, у ребёнка, вероятнее всего сотрясение головного мозга - было.

30.10.2018 Айгагуль

Здравствуйте! Сыну испол илось 2г. Ещё не говорит,но иногда пытается повторить.были недавно у детского невролога,сказали есть немного отставания в развитии т.к. он не показывает на животных,части тела и т.д. Конда пытаюсь ему показывать, читать книжки он просто встаёт и уходит или демонстративно закрывает, чтобы я ему не читала или не учила его чиму либо.На мои просьбы подать или принести что-нибудь он не реагирует.такое ощущение что он понимает но не делает намеренно.Потому что когда ему надо он выполняет. Когда зовут кушать, пить.гулять он понимает и даже сам просится в туалет или кушать,на улицу.с детьми играет,не соысеми правдой но любит на площадку ходить. Очень любит машинки кроме них не с чем не играет,ну или играет но не долго.в основном когда пытаюсь его о чем то попросить он меня игнорирует.если что-то запрещаешь он очень злится начинает плакать ,но нарочно.раскидывпет игрушки психует.если мы дома можк лес на пол и легать кричать.скажите что нам делать?куда добраться к хорошему специалисту и не дорого.или возможно я рано поникую может все не так страшно?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте, Айгагуль.
Ребёнок в 2 года действительно должен говорить несколько больше, не менее 200 слов, проговаривать простые предложения, повторять маленькие стишки. Но дети часто неравномерно развиваются. Нет жёстких правил. Ребёнок может говорить много, но не проситься на горшок, не выполнять задания. Существует также проблема с задержкой психоречевого развития, и эмоционально волевого. То есть благодаря повышенной эмоциональности, проще говоря возбудимости, происходит торможение речевых навыков.
Также, присутствует проблема «билингвизма» (двуязычия), которая мне кажется, имеет место в вашей семье. Это когда ребёнок слышит родную речь (национальную) и одновременно речь межнационального общения, к примеру у нас в стране - русскую, английскую в США и тп. В голове у ребёнка происходит путаница из-за того, что он слышит по телевизору, от родителей, на детской площадке. Порой один предмет может быть назван по разному. От этого у ребёнка могут возникать эмоциональные взрывы, так как он не может донести до собеседника что хочет, так как сам запутан. И происходит вторичная задержка речевого развития.
Чтобы разобраться с этими причинами, конечно же нужно проконсультироваться со специалистом, неврологом, возможно сделать инструментальные исследования и попринимать лекарства.

26.10.2018 Анна

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Моему ребёнку почти 4 года, но на мои слова "помоги маме тебя одеть или накормить" она начинает рыдать и говорить "я хочу чтобы ты меня кормила, одевала, мыла и тд."отвечая, что ты большая девочка и должна помогать маме, она ещё больше начинает кричать и иногда к истерике может добавится рвотный рефлекс. Так же с едой, если как-то пахнет еда или я её не кормлю начинается рвотный рефлекс. Рвота не присутствует, но рвотный рефлекс есть. Все мои слова воспринимаются ею наоборот, как - буд - то делает специально не так как нужно,делает как ей надо. Если ей, что то не нравится допустим мультик или какая - нибудь игрушка на все плачь, я даже не понимаю что случилось чтобы так реветь. Иногда я думаю, что она говорить вообще не умеет. Вместо того, чтобы объяснить что не так она плачет. Она хорошо спит, гуляем, отклонений никаких не выявляли на плановых осмотрах у невролога. Она развитый ребёнок, пересказывает сказки, знает буквы, слоги, цвета, фигуры, время года, любит чтобы почитали сказки с ней и книжки и т. Д Но её поведение, истерики меня измучили. Главное, что в магазинах с игрушками или с едой истерик нет, если я скажу что денежки нет или по какой-то другой причине не могу купить, все слова воспринимаются нормально. Подскажите к какому врачу мне обратиться?

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Уважаемая, Анна, причины такого поведения, безусловно, имеют происхождение глубинное. Начало их буквально внутриутробное, какой бы странной не казалось вам такая фраза. Ведь любые проявления токсикоза, болезни мамы, угрозы прерывания беременности, сложные роды, обвития пуповины и другие патологии, ведущие к нарушению питания (чаще всего гипоксия, или кислородное голодание), отражаются на ребёнке. И в первую очередь природа бережёт жизненно важные функции и органы организма, что обусловлено эволюционными механизмами, выработанными за миллионы лет. Это можно сравнить с замерзающим в горах альпинистом, у которого вначале отмораживаются пальцы, конечности, кожные покровы, и так далее по мере «важности органов», для самой жизни. То же самое происходит и при страданиях плода внутриутробно, с мозгом. В самую последнюю очередь организм защищает высшие психические так сказать «тонкие» опции мозга, бросая все резервы на более важные с точки зрения эволюции, а значит и жизни функции. Это мы видим на таком простом примере, что буквально ребёнок растёт и замечательно развивается физически, но наступает время и достаточно крепкий малыш «почему-то» не разговаривает, плохо запоминает, склонен к эмоциональным взрывам, капризам, агрессии, или наоборот замкнут и «закрыт». Объяснения типа «мальчики говорят заговаривают позже» или «все вокруг такие, или «я тоже был в детстве такой», и т.д. - страусиная политика. Но это в общем.
По вашему случаю, истерики и капризы, причём часто избирательные - нарушения балансов возбуждения – торможения в мозге на ранних этапах, в её возрасте тансформировались в невротичиские реакции, расстройство высших корковых функций. Интеллект при этом может быть даже выше среднего возраста. Девочка частично не может контролировать свои эмоциональные взрывы, но избирательность невротических реакций говорит о том, что она уже начинает манипулировать взрослыми при помощи своего такого поведения. Таким образом, может сформироваться психопатический тип личности с «девиантным» поведением. Конечно, нужно было принимать меры раньше, но и сейчас всё поправимо.
Нужно идти к неврологу и подбирать тип лечебно коррекционных мероприятий. Сделать ЭЭГ, для оценки функционального состояния мозга, возможно ЭХО и допплерографию. Нужна медико-педагогическая коррекция. Возможно совместная работа с психологом, под наблюдением невролога и медикаментозной коррекцией.
С уважением, врач невролог к.м.н. Ермолаев С.С.

14.10.2018 Наталья

Здравствуйте. Моему сыну 16 лет. Бывают сильные головные боли с тошнотой и рвотой. Началось в 14 лет, были у педиатра, сдали анализы, сделали УЗИ щитовидной железы, составляли график изренения давления. Ничего не нашли.

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте Наталья.
Головная боль — важная медико-социальная проблема. Это одна из наиболее частых жалоб, с которой больные обращаются к врачам различных специальностей. На сегодняшний день известно 45 заболеваний, сопровождающихся головной болью. В настоящее время в международной классификации болезней выделяют 13 основных типов головной боли.
Вы сделали лишь небольшую часть от необходимых исследований, причём не первостепенных. Чтобы правильно определить путь к выявлению головной боли, которая у Вашего ребёнка, нужно в первую очередь сделать ЭЭГ. ЭХО ЭГ, но главное, это проконсультироваться с неврологом, чтобы наметить правильный план обследования и лечения.
С уважением невролог, к.м.н. Ермолаев С.С.

16.08.2018 Елена

Сыну 8 лет.Он с рождения был очень активный.нам ставили СДВГ. Была задержка речи.Пошли в школу,начались жалобы на головные боли.Появились навязчивые движения шеей.Постоянные истерики,крики,слёзы,обиды,не хорошие мысли.Посещаем психолога.в 7 лет сделали УЗДГ экстра и интракраниальных артерий.Электроэнцефалографическое иследование.Рентген шейного отдела позвоночника.выявили: признаки выраженного гопотонуса артер-капилл. русла всех экстра-и интракранильных артерий.Признаки в/ч винозной дисфункции во всех отделах головы,обусл. недостаточностью регулярной функции ВНС и выраженными ликвородинамическими нарушениями вертебрального генеза. Нестабильность ШОП. Подвывих первого шейного позвонка вправо. Ребенок страдает,так как уже понимает многое,а справиться сам с собой не может. Подскажите,куда нам обратиться. Лечимся с трех лет.лучше не становится.

Отвечает Ермолаев Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональной диагностики

Здравствуйте Елена. Для начала важно собрать информацию о том, как протекала беременность и роды, также о развитии на первом и втором году жизни. Данная информация (пусть и ретроспективная), имеет крайне важное значение для оценки степени зрелости нервной системы вашего ребёнка на всех этапах жизни, а также дальнейшем прогнозе. Учитывая клиническую картину, что вы описали (Постоянные истерики, крики, слёзы, обиды,не хорошие мысли), совершенно очевидно что у ребёнка имеются выраженные проблемы в эмоционально волевой сфере, при этом очень часто интеллектуально мнестические способности у подобных детей могут быть хорошие, или даже выше чем у сверстников. Психолог, в данной ситуации, явно не приносит ожидаемой вами пользы. Задача психолога оценить уровень ребёнка, как интеллектуальный , так и психологический, и начать с помощью занятий его корректировать. Но не самостоятельно, а ПОД КОНТРОЛЕМ невролога, а возможно и психиатра с использованием медикаментов, которые подбираются индивидуально с учётом клинической картины. По поводу приведённых вами результатов инструментальных исследований, могу сказать следующее, что при таком описании, результатов,что вы представили, ребёнок должен находиться в стационаре, и возможно в нейрохирургическом отделении, если не в реанимации. Не берусь критиковать своих коллег, просто хотелось бы посмотреть первоисточники самих исследований. Вы, возможно в несколько, вполне понятном, эмоциональном состоянии, могли неточно их передать. Резюмируя вышесказанное, рекомендую обратиться к специалисту, захватив с собой как результаты инструментальных исследований, так и консультации психологов и врачей, для полной оценки состояния ребёнка. И не тянуть с этим шагом. Потому, как у ребёнка уже достаточно взрослый возраст, а приближается подростковый период и все негативные моменты могут резко усилиться, и повлечь за собой уже и социальные проблемы. С уважением невролог к.м.н. Ермолаев С.С.