Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Моему ребёнку почти 4 года, но на мои слова "помоги маме тебя одеть или накормить" она начинает рыдать и говорить "я хочу чтобы ты меня кормила, одевала, мыла и тд."отвечая, что ты большая девочка и должна помогать маме, она ещё больше начинает кричать и иногда к истерике может добавится рвотный рефлекс. Так же с едой, если как-то пахнет еда или я её не кормлю начинается рвотный рефлекс. Рвота не присутствует, но рвотный рефлекс есть. Все мои слова воспринимаются ею наоборот, как - буд - то делает специально не так как нужно,делает как ей надо. Если ей, что то не нравится допустим мультик или какая - нибудь игрушка на все плачь, я даже не понимаю что случилось чтобы так реветь. Иногда я думаю, что она говорить вообще не умеет. Вместо того, чтобы объяснить что не так она плачет. Она хорошо спит, гуляем, отклонений никаких не выявляли на плановых осмотрах у невролога. Она развитый ребёнок, пересказывает сказки, знает буквы, слоги, цвета, фигуры, время года, любит чтобы почитали сказки с ней и книжки и т. Д Но её поведение, истерики меня измучили. Главное, что в магазинах с игрушками или с едой истерик нет, если я скажу что денежки нет или по какой-то другой причине не могу купить, все слова воспринимаются нормально. Подскажите к какому врачу мне обратиться?
Уважаемая, Анна, причины такого поведения, безусловно, имеют происхождение глубинное. Начало их буквально внутриутробное, какой бы странной не казалось вам такая фраза. Ведь любые проявления токсикоза, болезни мамы, угрозы прерывания беременности, сложные роды, обвития пуповины и другие патологии, ведущие к нарушению питания (чаще всего гипоксия, или кислородное голодание), отражаются на ребёнке. И в первую очередь природа бережёт жизненно важные функции и органы организма, что обусловлено эволюционными механизмами, выработанными за миллионы лет. Это можно сравнить с замерзающим в горах альпинистом, у которого вначале отмораживаются пальцы, конечности, кожные покровы, и так далее по мере «важности органов», для самой жизни. То же самое происходит и при страданиях плода внутриутробно, с мозгом. В самую последнюю очередь организм защищает высшие психические так сказать «тонкие» опции мозга, бросая все резервы на более важные с точки зрения эволюции, а значит и жизни функции. Это мы видим на таком простом примере, что буквально ребёнок растёт и замечательно развивается физически, но наступает время и достаточно крепкий малыш «почему-то» не разговаривает, плохо запоминает, склонен к эмоциональным взрывам, капризам, агрессии, или наоборот замкнут и «закрыт». Объяснения типа «мальчики говорят заговаривают позже» или «все вокруг такие, или «я тоже был в детстве такой», и т.д. - страусиная политика. Но это в общем.
По вашему случаю, истерики и капризы, причём часто избирательные - нарушения балансов возбуждения – торможения в мозге на ранних этапах, в её возрасте тансформировались в невротичиские реакции, расстройство высших корковых функций. Интеллект при этом может быть даже выше среднего возраста. Девочка частично не может контролировать свои эмоциональные взрывы, но избирательность невротических реакций говорит о том, что она уже начинает манипулировать взрослыми при помощи своего такого поведения. Таким образом, может сформироваться психопатический тип личности с «девиантным» поведением. Конечно, нужно было принимать меры раньше, но и сейчас всё поправимо.
Нужно идти к неврологу и подбирать тип лечебно коррекционных мероприятий. Сделать ЭЭГ, для оценки функционального состояния мозга, возможно ЭХО и допплерографию. Нужна медико-педагогическая коррекция. Возможно совместная работа с психологом, под наблюдением невролога и медикаментозной коррекцией.
С уважением, врач невролог к.м.н. Ермолаев С.С.